Мнение: Хеллбой. Книга восьмая: Зов Тьмы

6l5MFMtazsbJlv8SvI4FxxMnF9seYBkYxdtKgvAO

Перенесенный в этом году по понятным причинам с начала мая на его конец «День Хеллбоя» ознаменовался по традиции приятными новинками. Одной из них (помимо артбука и бесплатного сингла, вручаемого за определённые покупки по теме) стал восьмой том «Хеллбоя» «Зов Тьмы». Здесь наблюдается бурное развитие магистрального сюжета всей серии, придуманной Майком Миньолой, причём действие по большей части разворачивается в сеттинге, милом сердцу российского читателя, выросшего на русских народных сказках. Которые внезапно (хотя если вы читали их в «не детском» изложении Астафьева, то вам всё как раз будет понятно сразу) отлично вписываются в стилистику паранормального хоррора, коей так славен «Хеллбой».

LWPlVCM9Tejlf9zMvOIAfvZfELsa6ACq57o7SFEx

В отличии от некоторых предыдущих томов серии, представлявших собой сборники коротких рассказов из жизни главного героя и его коллег, друзей и врагов, «Зов Тьмы» достаточно требователен к тому, чтобы вы были в курсе основных событий, происходивших ранее. Как минимум, неплохо знать, что это за вампир Джуреску, в силу каких причин богиня Геката пребывает в теле Ильзы Хаупштайн, что за тёрки у главгероя с Распутиным и почему Баба-Яга затаила смертельную обиду на Хеллбоя из-за выбитого глаза. Сам Хеллбой в начале истории, как всякий дисциплинированный гражданин в 2020-м году, находится на самоизоляции в замке приятеля в Англии. Которая, как известно, славится своей мистической атмосферой, пропитанной духом кельтских мифов, войн и всякого разного магического действа. Из-за этого даже на прогулку в лес нельзя выйти, чтобы не попасть в пучину колдовских разборок, столкнувшись с древним и тёмным волшебством и теми проявлениями людской природы, «благодаря» которым и под слоем земли беспокойные души и тела не могут найти успокоения, жаждая мести. И тут мало раскидать рассыпающиеся в прах ожившие трупы огромной красной рукой. К тому же сообщество британских ведьм делает Хеллбою предложение возглавить их, ведь, согласно пророчеству, однажды сын Ада пробудится и станет причиной уничтожения Земли, порадовав «папочку» эпическими вариациями на тему Рагнарёка. Ведьмы закономерно посылаются в известном направлении, но отправляются при этом искать совсем в другом месте свою Кровавую Королеву, расчленённую давным-давно на куски (это нашло отражение в недавней очередной экранизации комикса, впрочем, весьма неудачной и уж точно лишенной тёмного обаяния фильмов Гильермо дель Торо), а Хеллбой оказывается за Тридевять земель, в Тридесятом Царстве. Или, если проще – в русском сказочном аду. С этого момента сюжет комикса лично мне становится ещё ближе к сердцу, ведь здесь появляются знакомые с детства персонажи, за которых я либо переживал долгими вечерами, слушая читавших мне сказки родителей, либо отчаянно их боялся долгими ночами, ожидая, когда сбудутся самые страшные предупреждения непослушным детям и бабка на костяной ноге придёт за мной. Баба-Яга выступает в роли повелительницы этого потустороннего мира, языческие боги оказываются здесь сродни смертным и также способны погибнуть, чего никак не может сделать Кощей Бессмертный, выступающий в роли отчаянно ищущего погибели самурая, брошенного в бесконечную битву с парнем со спиленными рогами. Сам Хеллбой воплощает истину о том, что в любой новой обстановке нужно вести себя уважительно к местным обитателям и обычаям, поэтому сразу же заводит знакомство с существами, готовыми ему по-дружески помочь, демонстрируя славянское гостеприимство. Языческий мир с его персонализацией и оживлением всего и вся вообще очень услужлив по отношению к главному герою: то леший поможет, то домовой приютит, то Василиса Премудрая, выглядящая как красивая куколка, объяснит чего да как и подкинет столь необходимые во время побега от монстров девайсы, пусть и выглядящие как обычный костяной гребешок для волос. Правда, и у тёмных сил есть свои козыри, поэтому Хеллбою предстоит сражаться с ордами зомби (тут перемешаны и былинные витязи, и явно татары-монголы в широких шапках с меховой опушкой, можно предположить, что перед нами погибшие участники Куликовской битвы или аналогичных сражений) и другими порождениями мстительной Бабы-Яги, резво рассекающей в своей ступе над тёмными лесами. Честное слово, не хватает только, чтобы за ней стройным клином летели гуси-лебеди.

7f5oaCENQxopUriolQGxWgamOZ1M4kyXlQBruh3A

Миньола как всегда обстоятельно подходит к работе с мифологией, отчего его истории не превращаются в набор мейнстримовых образов, активно приправленных клюквой (хотя в угоду сюжета он всё же добавляет «отсебятины», приплетя того же козла к привычной зоологической схеме нахождения «Смерти Кощеевой». Но козел всё же исконно ассоциируется с тёмными силами, так что его появление понятно). Напротив, в комиксе много цитат, которые не знакомый с русскими сказками с детства иностранец мог узнать только при обстоятельном изучении вопроса – например, есть упоминания про Сорочинские горы, битву за Чернигов и прочее, что даже не все наши любители сказок могут сходу вспомнить. Можно ли поэтому сказать, что в восьмом томе «Хеллбоя» есть «русский дух» и «Русью пахнет»? Вполне. К тому же оказалось, что всё это чудо-дивное, равно как и потемневшие маковки покосившихся церквей вкупе с предметами древнерусского быта, которые мы видим в избушке, где Хеллбой проводит ночь, отлично вписываются в визуальный мир комикса, до этого обильно заполненный храмами древних богов и богинь, подземельями тайных культов, склепами вампиров и прочими атрибутами мрачной готики. В данном конкретном случае заслуга в этом уже не самого Миньолы, а художника Дункана Фегреро, которому Майк доверил рисовать эту часть. Но без особого упоминания об этом многие вряд ли бы заметили разницу, Фегреро идеально прочувствовал и передал все особенности угловатого и заполненного искажающими всё вокруг тенями стиля именитого коллеги. Добавьте к этому цветовую заливку от гениального Дэйва Стюарта и вы получите образцовый вид «Хеллбоя».

TMhLuCODHozd79JvkQx8NFKBj3aQHi1RWHgKy6tW

История с предапокалиптическим финалом в шести главах имеет два эпилога. В первом из них сотрудники «БРПД» раскопают инфу про друга Хеллбоя, у которого тот обитал в  начале истории, во втором мы узнаем кое-что о Гекате, как всегда, завернутое в мрачно-манящую оболочку легенд о многоликой богине и её роли в мировой истории. Наверное, когда на русском выйдет вся серия целиком, по ней можно будет изучать мифологию с таким же успехом, как по произведениями Мирче Элиаде. Также бонусом представлена история «Бородавка», выходившая бесплатным синглом для Дня Хеллбоя 2008 года. Тут за погонями и драками Хеллбоя с отпочковавшимся от него демоном показаны переживания человека, услышавшего от врача «у вас какая-то странная бородавка, надо срочно обследовать», все его последующие мысли, лезущие в голову, отлично персонифицированы и поданы с заметной иронией. Плюсом в сборнике собрано огромное количество эскизов и зарисовок с подробными комментариями художников. Предваряет основной сюжет примечание Джейн Йолен, разбирающей все те героические архетипы, которые несложно заметить в образе Парня из Пекла. Есть примечания для российских читателей. Сам «Зов Тьмы» издан в твёрдом переплёте с выборочной лакировкой, в книге 224 страницы, тираж не указан. Читается на одном дыхании, правда, это будет дыхание самого Ада. Без шуток, одна из лучших частей долгого и обстоятельного мифа про Хеллбоя.

www.xlm.ru

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s