Мнение: Бычий Цепень

1.jpg

Почти все рецензенты, описывая комикс «Бычий Цепень» Владислава Погадаева и Евгении Чащиной, закономерно сравнивают его с фильмами Алексея Балабанова. Я же разбужу в себе артхаусного эстета и скажу, что первые мои впечатления от этой графической истории полностью совпадают с впечатлениями от фильма «4» Ильи Хржановского, посмотрев который, мне жутко захотелось процитировать классика и воскликнуть «В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов!». В смысле, возникло острое желание свалить от всего увиденного как можно дальше. А потом холодной волной ужаса накатило понимание, что никуда дальше свалить не получилось бы – дальше просто некуда, эта та самая глушь, уже даже не территориальная, а метафизическая. Край всего. Или, говоря языком местных, Пiz#@ц. И Поколение этого самого ПIz#@ца, в своё время воспетое Пелевиным, совсем не состоит из офисных клерков, рекламщиков, бандитов и политиков – оно выстлано жизнями тех, кто в этом Краю покосившихся срубов, кладбищенских крестов и судеб вынужден жить.

2

Например, среди этих людей можно обнаружить: может быть последнего (но вдруг нет) порядочного врача, не давшего умереть рожающей маргиналке, местного мента, чья вызывающая уважение принципиальность обусловлена не столько присягой, сколько непереносимой тяжестью личной утраты, бухающего и философствующего (что образует идеальное «русское комбо» для познания этого мира) хозяина погоста, порой доброго, порой нет. А также типичную публику помельче, бомжей, алкашню, бандитов, обманывающих старушек и ворующих у них иконы. Весь этот люд обитает в городке Ленинск, том самом, где происходит действие другого комикса от «Molot Hardcorp», «Голода». Да, истории существуют в одной вселенной, более того, в «Голоде» были вставки, отсылающие к «Цепню». А в этой вселенной иногда рождаются мутанты и даже супергерои, но все красавцы в трико посмотались в большие города, а тех, кто менее везуч, силен и приспособлен, чморят и травят местные, не знакомые с понятием «буллинг», но способные поставить в этой дисциплине олимпийские рекорды. Потому что так испокон веков заведено: Не такой как все – Чужой – Опасность – Уничтожить. А персонаж, вокруг которого строится сюжет, как раз Чужой. В общем-то, он юродивый, и вроде как их принято уважать и помогать им, но это на словах, а на деле человеческая природа прорывается сквозь все заветы и наставления, как бы средний обыватель не рвал на себе рубаку и не заверял окружающих в своём великорусском православии. Мальчик родился уродом, но его не сдали на опыты, нашлась добрая, хоть и не совсем здоровая душа, взявшая его себе. Сцена обретения «Ванечкой» семьи отсылает к популярной в девяностых среди УФОлохов трэш-байке про кыштымского карлика, это явно сделано для антуражу.

3

Так вот, затем повзрослевший Ванечка, молчаливый, странный, обладающий отталкивающими телесными «искажениями», находит приют на кладбище. Ну а где же ещё, данная тема задавала тренд в этом году, одним из самых обсуждаемых романов стал увесистый том «Земли» Михаила Елизарова, и Подгадаев тоже вносит солидную лепту в осознание и олицетворение «русского танатоса» (не путать с Таносом, про него другие комиксы сочиняют!). Вокруг  Ванечки закручивается дикая история с погонями, выстрелами, самосудом, кровавыми разборками, когда врагу буквально выгрызают горло, да и сам Цепень проходит жуткую трансформацию, не столько физическую, сколько моральную, отвечая на вечный вопрос «не сами ли мы плодим своим поведением монстров?». Причём ситуация обставлена так, что к концу комикса Ванечку начинаешь понимать, но это нисколько не значит, что ему начинаешь сочувствовать, слишком всё далеко заходит. И да, это не полноценная история, а только её начало, оставляющий в немом оцепенении финал прощается с вами фразой «Продолжение следует» и выдаёт на последок самую жирную из всех возможных отсылок, «включая» песню Лозы «Плот». Ну вот кто теперь скажет, что перед нами не образцовый оммаж на типичную балабановщину? Хотя, по мне, Погадаев и Чащина по части атмосферы и настроения в чём-то и превзошли учителя. Лично мне хотелось в конце не уплыть на маленьком плоту, а выключить застрявшую в голове на репите строчку из песни Enjoykin. Ну, ту самую, про «Безысходность, безысхооооодность».

4

Я, конечно, слегка шуткую, но прошу воспринимать это как защитную реакцию. Потому что комикс очень тяжелый и, увы, реалистичный. Я не склонен подгонять представленную здесь картину под типично-либеральное «да отъедьте вы от Москвы на сто километров, так все живут!», тут легко докатиться до критики власти и строя, но вполне осознаю, что да, такое бытие широко представлено на просторах нашей необъятной. И Евгения рисует всё это замечательно, она вначале буквально густо мажет листы чуть разведённой чёрной краской, создавая жирную, пугающую шизофреническими образами основу, а потом всё нарисованное – и эти покосившиеся домики, и этих полумертвых людей – обильно поливает брызгами крови, выглядящими очень натуралистично. При этом в её рисунке присутствует истеричная иррациональность – вроде как показана иномерная Россия, но не «небесная Россия» прикормленных философов, а её полная противоположность, «Россия адская». Но есть и светлые пятна. Как ни странно, но это выдуманные комиксы про хороших русских супергероев, которые даёт почитать Ванечке может быть единственный человек в его жизни, кто не увидел в нём урода и одарил его банальным человеческим теплом. Читайте комиксы, короче, они сеют добро и веру в справедливость. Но только не «Бычий Цепень», история с неожиданным финальным твистом и заделом на серию. Его уже назвали лучшим российским комиксом года и он, безусловно, производит впечатление и оставляет сильное послевкусие. От суждения о рейтингах пока воздержусь, но прочитать это, безусловно, стоит, если у вас нет смертельной аллергии на чернуху. То, что это штучная вещь, одна в своём роде – факт. Изданием «Цепня» «Molot Hardcorp» занимались совместно с «Комильфо», комикс вышел в формате тпб, с клееным блоком. Из допов только реклама других «молотовских» изданий. 120 страниц увы, абсолютно узнаваемого, глубинного (от слова глубинка и от осознания того, насколько всё это глубокого угнездилось в людских душах) мрака, тираж 2250 штук (на КомикКоне было доступно ограниченное количество экземпляров с вариантной обложкой).

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s