Мнение: Серафим. 266613336 крыльев

сер1

 

Если вы увлекаетесь аниме, то имена Мамору Осии и Сатоси Кона вам, безусловно, известны. Осии прославился такими анимационными фильмами, как «Яйцо ангела», «Призрак в доспехах» и «Полиция будущего», а Сатоси Кон, к сожалению, уже покинувший этой мир, снял «Идеальную грусть», «Актрису тысячелетия» и «Паприку», в которых активно ломал границы между реальностью и иллюзией. Оба они заслужили право называться гениями. А двум гениям, как известно, бывает крайне сложно ужиться друг с другом. Тем не менее, был не очень продолжительный период незадолго до выхода перечисленных картин, когда Мамору и Сатоси работали вместе, причем занялись они созданием манги, которой по всем понятиям суждено было бы стать не менее культовой, чем все их вышеперечисленные работы. Но увы, правило про двух гениев сработало и в данном случае, и манга, продержавшись 16 глав, была прервана, к ней создатели больше никогда не возвращались. Тем не менее, заглянуть, хотя бы одним глазком, в придуманный Осии и Коном мир всё же стоит, задумка была интересной, хорошо реализованной, пусть и походит теперь больше на обломок мечты о том, что в итоге могло бы получиться от сотрудничества этих творцов.

сер2

История под названием «Серафим. 266613336 крыльев» начала публиковаться в журнале Animage в марте 1994 года. Важно то, что она пришла на смену как раз завершенной манге Хидео Миядзаки «Навсикая из Долины ветров» — есть сильное ощущение, что в Animage хотели «продолжения банкета», ещё одной серии на схожие темы. Может, поэтому Мамору и Сатоси отправили читателей в постапокалиптический мир, снесённый с привычной оси политических и социальных координат страшной инфекцией, Ангельской болезнью, которую ещё называют Серафимом. Но, в отличии от «Навсикаи», это мир самого ближайшего будущего, здесь нет глайдеров и мутировавших существ, а есть вполне объективный прогноз насчёт того, как бы среагировало общество, столкнувшись с подобной напастью. Прогноз, надо заметить, убедительно-неутешительный: люди, ведомые инстинктом самосохранения, готовы на всё, чтобы спастись, политики всегда способны воспользоваться ситуацией, чтобы перекроить карту мира в своих интересах, отчего повсеместно вспыхивают войны, революции, а все зараженные отправляются в концлагеря, где над ними ставят опыты или же уничтожают, причем даже это можно убедительно обосновать. Разумеется, все вспоминают о религии, но только как о надежнейшем средстве регуляции общественного мнения и настроения. По нераскрытым причинам даже члены Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) примерили на себя образы некоей тоталитарной секты, восходящей к мистериям Древней Греции и сакрализировавшей жезл Кадуцея, ставший пропуском в этом неспокойном мире. Именно ВОЗ отправляет в опасное путешествие главных героев манги – т.н. квесторов, или же волхвов, принявших библейские имена Мельхиор, Бальтазар и Каспар. Причём первые два – это люди, каждый со своей историей и своими тайнами, потихоньку раскрываемыми по мере продвижения сюжета, а третий, Каспар – собака, на вид милый увалень бассет-хаунд, тайной которого является то, что в момент опасности пёс превращается в машину уничтожения, способную откусывать руки на раз-два. Полезный навык в реальности, где царит жестокое правило «каждый сам за себя», где различные группировки за карантинной стеной ведут охоту за четвёртым участником группы, молчаливо хранящей свои многочисленные секреты девочкой по имени Сера.

сер3

Если оценивать поверхностно, это манга с крайне избитым сюжетом – есть всемирная опасность, есть избранный человек, являющийся вроде как ключом к избавлению от этой опасности, есть те, кто должен доставить его, пусть даже ценой своей жизни, в определённое место, в данном случае в пустыню Такламакан. Много было подобных историй, хороших и разных. Но тут авторы добавили огромное количество религиозных отсылок, словно намекая, что на самом деле всё происходящее так или иначе касается высших, мистических сфер. Вообще 1994-й – год, когда в воздухе вовсю витали идеи движения New Age, что также сказалось на смысловом наполнении «Серафима», где рассматривается и вполне научная концепция Резонанса Шумана, растасканная эзотериками и духовными гуру для своих нужд, и теории о Гайе или Гее, живой Земле, которая видит сны и может контактировать с избранными. Но гораздо больше здесь христианского мистицизма, что вообще не очень характерно для авторов-японцев. Уже на первых страницах герои изъясняются строками из Священного Писания, сами имена-позывные волхвов говорят о многом, по сюжету тема распятия вступает мощным лейтмотивом, недвусмысленно отводя Сере роль Христа. Да и сами проявления болезни очень уже завязаны на христианских образах, заставляя читателей подозревать, что люди, по неразумению, спасают себя от ниспосланных на Землю ангелов, и в очередной раз отправляют на смерть Спасителя, препятствуя своей духовной эволюции. И данный сакрализированный подход вносит определённую оригинальность в «Серафима». Но лично на меня гораздо большее впечатление произвело то, как авторы показывают реальную сторону мира, пережившего конец света и глобальные войны. Первая часть манги, надо заметить, очень атмосферная, почти медитативная, только медитировать приходится под монотонный рокот лопастей вертолета и рёв двигателей истребителя на многочисленные урбанистические пейзажи, отданные на откуп разрухе, заявившей свои права на территории рухнувших под напором эпидемии государств. Катакомбы, тёмные коридоры заброшенных небоскребов, плакатная роскошь деловых центров мегаполисов, павшая под ударом необъяснимого. Кон превосходный график, его здания, интерьеры и военная техника выглядят предельно реалистично, они проработаны до мельчайших деталей, поэтому мангу можно смело брать даже только ради рисунка.

сер4

Вам потребуется некоторое время, чтобы разобраться в политическом укладе тех мест, которые посещают герои. Восток – дело и без того тонкое, а здесь так и вообще всё превращается в запутанный клубок интриг различных группировок, от вполне вменяемых, склонных к поддержанию государственности любыми методами (в том числе и с помощью упомянутых концлагерей для беженцев и заражённых), до бандформирований и откровенных сект, провозгласивших Новую Инквизицию с обязательным сжиганием неугодных. Разумеется, при таком раскладе история быстро эволюционирует в напряженный боевик с похищениями, погонями и предательством. Сами главные герои тоже начинают раскрываться перед читателями, из библейских волхвов превращаясь в обычных людей со своими целями, проблемами, ошибками и воспоминаниями. И вот тут можно заметить, как в манге схлестываются философии двух творцов – технологичный и антиутопический взгляд на будущее Осии и размывающее границы реальности снами и галлюцинациями мировоззрение Кона. Визуально и сюжетно всё находится в гармонии, но между этими элементами чувствуется нервное напряжение…словно одно постоянно притормаживает другое, вроде как действительно вызывая некий конфликт.

сер5

Я долго думал, с чем можно сравнить «Серафима». С книгой, комиксом, фильмом? В результате поймал себя на мысли, что во время чтения у меня в голове постоянно возникали моменты из кинокартины «Дитя человеческое» Альфонсо Куарона. Да, манга очень кинематографична благодаря, повторюсь, превосходному рисунку Сатоси, атмосфера и экшен проработаны превосходно. Сюжет, пусть и оборван, никому не мешает включить фантазию и поразмышлять на тему «что могло бы случиться дальше», необходимые ключи и намёки авторами раскиданы по всем шестнадцати главам. Хотя, безусловно, кого-то эта оборванность и оттолкнёт. Манга выпущена брянским издательством «Alt Graph» в твёрдом переплёте. Здесь вы найдёте примечания, рассказ о том, как создавалась манга и почему взаимоотношения её творцов нельзя описать банальным «сценарист придумывает, художник рисует». Есть здесь и первоначальные эскизы и наброски персонажей, хранившиеся у родственников Сатиси Кона и впервые представленные в этом издании. В наличии цветная вкладка, которую можно развернуть и подробнее узнать о сюжетообразующей эпидемии и её последствиях. 236 страниц, тираж не указан.

http://www.alt-graph.ru

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s