Мнение: Инкал. Полное издание

1.jpg

Алехандро Ходоровски относится к тем парадоксальным творцам мирового кинематографа (не ограничивая себя одним лишь им, он вообще крайне разносторонний человек), которые прославились не только тем, что они сняли, но и тем, что они НЕ сняли. Любители фантастического кино знают о неудавшейся экранизации «Дюны» Фрэнка Герберта в середине семидесятых — или же о той хитроумной мистификации, которую на протяжении нескольких лет Ходоровски выдавал за попытки экранизации культового романа, который позже не менее гениальный Дэвид Линч превратил в отличное снотворное. Не факт, кстати, что у Алехандро получилось бы лучше, нужно держать в памяти, что сравнительно недавно относительно всей этой истории на показе его фильма «Фандо и Лиз» возмущенные зрители устроили форменные беспорядки. Но факт, что идея не умерла. Нельзя доверить её плёнке? Не беда, бумага как обычно всё стерпит, 3000 рисунков французского художника Мёбиуса пойдут в дело, а воображение Ходоровски заведёт все первоначальные задумки в совершенно непредсказуемые дебри фантастических идей. Так появился комикс «Инкал», все шесть альбомов которого были недавно выпущены на русском языке под одной обложкой.

2

Идея для комикса, если верить Ходоровски, пришла к нему во сне. И сон, как вы увидите сами, играет здесь немаловажную роль. Так вот, вытащив из сна образ двух соединённых пирамидок, чёрной и белой, Алехандро пропустил свои фантазии, переживания от накрывшегося проекта и прочие мысли через механизм психоанализа, после чего придумал историю, действие которой разворачивается в далёком будущем на множестве причудливых планет. Главным героем он сделал дурака – то есть буквально, его зовут Джон ДиФул (DiFool) и, зная благодаря википедии об интересе чилийского автора к символике карт Таро, не сложно догадаться, что это неспроста. Вначале Джон не самый симпатичный персонаж. Он детектив категории «R» (я так и не понял, ниже ли это категории «B» или здесь свой критерий оценок, может быть, на самом деле в своей профессии герой неимоверно круг), отличается неприятным характером, сфера его интересов ограничивается триадой «алкоголь-лёгкие вещества-гомеошлюхи», так что он вполне вписался бы в образ сыщика из нуарных романов или персонажа юмористической фантастики, обладающего умением выпутываться «дурачком» из самых безвыходных ситуаций. Однажды в его руки попадает та самая пирамидка, светлый Инкал, и Джон против своей воли отправляется в трансформирующее (и порой травмирующее) путешествие по мирам в странной компании, во время которого он побывает в невероятных местах, успеет почти умереть и несколько раз переродиться, поучаствовать в межгалактических войнах, стать отцом миллиардов живых существ, спасти целую Вселенную… в общем, его ждут интересные и безумные события.

4

Чуть позже Ходоровски создаст выдающихся «Метабаронов» (также выходили на русском), персонажи которых изначально появились в «Инкале», связавшем две истории единой вселенной действия: здесь вместе с Джоном путешествует последний Метабарон, а галактикой правят Императриц, двуполый символ власти. Тут надо уже потихоньку выпутываться из описания сюжета – во-первых, его так вот с налёта и не опишешь, а, во-вторых, не хочу лишать читателей удовольствия от самостоятельного знакомства с инопланетянами-бергами, трешовым роботом-разрушителем, в названии которого фигурирует слово «некро», огромными медузами, с помощью которых можно спасти пожираемые звёзды, подводными мегаимпериями и процессами тета-сна, являющегося единственным способом сохранить жизнь во Вселенной, — и переходить к «кодам Ходоровски». У которого двойственность вообще занимает важнейшее место и (может быть) служит ключом ко всему сюжету. Императриц – это уравновешенные мужское и женское начало, соединившиеся ментально, но не физически, последнее же Джон постоянно пытается проделать с предметом своих обожаний и поползновений, красавицей Анимой (не зря склонная к эксбиционизму девушка носит имя, восходящее к теориями Карла Юнга), светлый и чёрный Инкалы – это уже равновесие сил божественного плана. Внеси в это дисбаланс – и мироздание рухнет. Поэтому герои спасают его с помощью эзотерических знаний и схем. Объединённые Инкалы образуют по форме Меркабу, важнейший объект в идеологии «New Age», откуда с не меньшей бодростью перекочёвывают в сюжет идеи всеобщего слияния, мыслеформы, кристаллы, мудрецы-архаты и даже пресловутое и вполне персонифицируемое высшее божество с явными языческими корнями. Однако, на фоне мистики, от которой периодически закипает мозг, «Инкал» ценен и ироничными, актуальными и в наши дни социальными мотивами: технология «зомбиящика» доведена до абсурдного совершенства, превращая апокалипсис и войну в развлекательное шоу, люди нагло загрязняют окружающую среду, утопающая в золоте «власть» вызывает у «народа» стойкое желание взять в руки «орудие пролетариата» и вершить революцию, пользы от которой ноль. И в этом тоже чудится какая-то двойственность.

5

Говорят, что неснятая «Дюна» оказала сильное влияние на «Звёздные войны». Отсюда и хитроумная обраточка от Ходоровски – в сюжете фигурирует огромная база для разрушения планет, Военная Звезда, сделанная в этот раз не в форме шара, а, натурально, звезды. И летят уничтожать её повстанцы, ввязываясь в смертельный, но крайне зрелищный бой. За «зрелищный» отвечает Жан «Мёбиус» Жиро, классик европейского комикса и мастер фантастического рисунка. В случае «Инкала» важно и то, что он рисует, и то, что в сценарные дела особенно не забирается, после его «Герметического гаража» творение подсознания Ходоровски выглядит крайне логичным и последовательным. Мёбиус же отдаёт дань уважению Эрже, наделяя Джона и бетонного птеродактиля Дипо чертами Тинтина и его верного пса Милу, не стесняется рисовать «обнажёнку», как не стесняется Алехандро обращаться к теме секса, причём либо в его самом низменном смысле, либо в самом метафизическом, но с обязательным комплексом кастрации, позаимствованным уже у Фрейда.

3

Вообще графическая часть комикса крайне хороша, Жиро здесь на пике своего визионерского стиля, обильно приправленного юмором, иногда чёрным. И это, в свою очередь, никак не могло не запустить ещё одну долгую цепочку оммажей и уважительных заимствований уже другими авторами, вдохновлёнными «Инкалом». К примеру, падение человека с вершины огромного небоскреба в городе не менее огромных небоскребов позже было воспроизведено Люком Бессоном в «Пятом Элементе» в сцене первого знакомства Лилу и Корбена. В данном издании графического романа использована версия рисунка с т.н. «оригинальными цветами», колористом первых четырёх томов была Изабель Бомене-Жоанне, а последние два раскрашивал под наблюдением Мёбиуса Зоран Янетов, позднее приложивший руку к комиксам из «Ходорверса», как поклонники назвали созданную чилийцем реальность.

6

Про «Инкал» можно говорить много, тут тем на несколько диссертаций хватит. Так что лучше ознакомиться самим. Я встречал отзывы от «прочитал взахлёб» до «еле-еле дотянул до последней страницы» и «что это было?». Веха жанра? Да, вполне. Занятный психоделический трип? Вероятно. Сложная сюжетная и графическая мандала, в которой зашифровано нагромождение смыслов и идей, сводящихся в итоге к непознаваемости вселенной и цикличности человеческого бытия, о чём явно говорит финал? Может быть. Сатирический гротеск из «левацких» идей? Почему бы и нет. Попробуйте сами, особенно если любите «умную» фантастику в духе «новой волны». Работа над русским изданием затянулась у «Комильфо» на довольно продолжительное время, в процессе случилось, по словам самих издателей, всё, что только могло случиться, но в итоге книга выглядит как роскошное украшение книжной полки. Основой послужило полное американское издание, но перевод был выполнен Максимом Трудовым с оригинального французского, чтобы избежать смысловых потерь. Формат 268х212мм, твёрдая обложка, чёрная тканевая закладка. 308 страниц, допов нет, тираж 4500 экземпляров.

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s