Мнение: Инкал. Полное издание

1.jpg

Алехандро Ходоровски относится к тем парадоксальным творцам мирового кинематографа (не ограничивая себя одним лишь им, он вообще крайне разносторонний человек), которые прославились не только тем, что они сняли, но и тем, что они НЕ сняли. Любители фантастического кино знают о неудавшейся экранизации «Дюны» Фрэнка Герберта в середине семидесятых — или же о той хитроумной мистификации, которую на протяжении нескольких лет Ходоровски выдавал за попытки экранизации культового романа, который позже не менее гениальный Дэвид Линч превратил в отличное снотворное. Не факт, кстати, что у Алехандро получилось бы лучше, нужно держать в памяти, что сравнительно недавно относительно всей этой истории на показе его фильма «Фандо и Лиз» возмущенные зрители устроили форменные беспорядки. Но факт, что идея не умерла. Нельзя доверить её плёнке? Не беда, бумага как обычно всё стерпит, 3000 рисунков французского художника Мёбиуса пойдут в дело, а воображение Ходоровски заведёт все первоначальные задумки в совершенно непредсказуемые дебри фантастических идей. Так появился комикс «Инкал», все шесть альбомов которого были недавно выпущены на русском языке под одной обложкой.

2

Идея для комикса, если верить Ходоровски, пришла к нему во сне. И сон, как вы увидите сами, играет здесь немаловажную роль. Так вот, вытащив из сна образ двух соединённых пирамидок, чёрной и белой, Алехандро пропустил свои фантазии, переживания от накрывшегося проекта и прочие мысли через механизм психоанализа, после чего придумал историю, действие которой разворачивается в далёком будущем на множестве причудливых планет. Главным героем он сделал дурака – то есть буквально, его зовут Джон ДиФул (DiFool) и, зная благодаря википедии об интересе чилийского автора к символике карт Таро, не сложно догадаться, что это неспроста. Вначале Джон не самый симпатичный персонаж. Он детектив категории «R» (я так и не понял, ниже ли это категории «B» или здесь свой критерий оценок, может быть, на самом деле в своей профессии герой неимоверно круг), отличается неприятным характером, сфера его интересов ограничивается триадой «алкоголь-лёгкие вещества-гомеошлюхи», так что он вполне вписался бы в образ сыщика из нуарных романов или персонажа юмористической фантастики, обладающего умением выпутываться «дурачком» из самых безвыходных ситуаций. Однажды в его руки попадает та самая пирамидка, светлый Инкал, и Джон против своей воли отправляется в трансформирующее (и порой травмирующее) путешествие по мирам в странной компании, во время которого он побывает в невероятных местах, успеет почти умереть и несколько раз переродиться, поучаствовать в межгалактических войнах, стать отцом миллиардов живых существ, спасти целую Вселенную… в общем, его ждут интересные и безумные события.

4

Чуть позже Ходоровски создаст выдающихся «Метабаронов» (также выходили на русском), персонажи которых изначально появились в «Инкале», связавшем две истории единой вселенной действия: здесь вместе с Джоном путешествует последний Метабарон, а галактикой правят Императриц, двуполый символ власти. Тут надо уже потихоньку выпутываться из описания сюжета – во-первых, его так вот с налёта и не опишешь, а, во-вторых, не хочу лишать читателей удовольствия от самостоятельного знакомства с инопланетянами-бергами, трешовым роботом-разрушителем, в названии которого фигурирует слово «некро», огромными медузами, с помощью которых можно спасти пожираемые звёзды, подводными мегаимпериями и процессами тета-сна, являющегося единственным способом сохранить жизнь во Вселенной, — и переходить к «кодам Ходоровски». У которого двойственность вообще занимает важнейшее место и (может быть) служит ключом ко всему сюжету. Императриц – это уравновешенные мужское и женское начало, соединившиеся ментально, но не физически, последнее же Джон постоянно пытается проделать с предметом своих обожаний и поползновений, красавицей Анимой (не зря склонная к эксбиционизму девушка носит имя, восходящее к теориями Карла Юнга), светлый и чёрный Инкалы – это уже равновесие сил божественного плана. Внеси в это дисбаланс – и мироздание рухнет. Поэтому герои спасают его с помощью эзотерических знаний и схем. Объединённые Инкалы образуют по форме Меркабу, важнейший объект в идеологии «New Age», откуда с не меньшей бодростью перекочёвывают в сюжет идеи всеобщего слияния, мыслеформы, кристаллы, мудрецы-архаты и даже пресловутое и вполне персонифицируемое высшее божество с явными языческими корнями. Однако, на фоне мистики, от которой периодически закипает мозг, «Инкал» ценен и ироничными, актуальными и в наши дни социальными мотивами: технология «зомбиящика» доведена до абсурдного совершенства, превращая апокалипсис и войну в развлекательное шоу, люди нагло загрязняют окружающую среду, утопающая в золоте «власть» вызывает у «народа» стойкое желание взять в руки «орудие пролетариата» и вершить революцию, пользы от которой ноль. И в этом тоже чудится какая-то двойственность.

5

Говорят, что неснятая «Дюна» оказала сильное влияние на «Звёздные войны». Отсюда и хитроумная обраточка от Ходоровски – в сюжете фигурирует огромная база для разрушения планет, Военная Звезда, сделанная в этот раз не в форме шара, а, натурально, звезды. И летят уничтожать её повстанцы, ввязываясь в смертельный, но крайне зрелищный бой. За «зрелищный» отвечает Жан «Мёбиус» Жиро, классик европейского комикса и мастер фантастического рисунка. В случае «Инкала» важно и то, что он рисует, и то, что в сценарные дела особенно не забирается, после его «Герметического гаража» творение подсознания Ходоровски выглядит крайне логичным и последовательным. Мёбиус же отдаёт дань уважению Эрже, наделяя Джона и бетонного птеродактиля Дипо чертами Тинтина и его верного пса Милу, не стесняется рисовать «обнажёнку», как не стесняется Алехандро обращаться к теме секса, причём либо в его самом низменном смысле, либо в самом метафизическом, но с обязательным комплексом кастрации, позаимствованным уже у Фрейда.

3

Вообще графическая часть комикса крайне хороша, Жиро здесь на пике своего визионерского стиля, обильно приправленного юмором, иногда чёрным. И это, в свою очередь, никак не могло не запустить ещё одну долгую цепочку оммажей и уважительных заимствований уже другими авторами, вдохновлёнными «Инкалом». К примеру, падение человека с вершины огромного небоскреба в городе не менее огромных небоскребов позже было воспроизведено Люком Бессоном в «Пятом Элементе» в сцене первого знакомства Лилу и Корбена. В данном издании графического романа использована версия рисунка с т.н. «оригинальными цветами», колористом первых четырёх томов была Изабель Бомене-Жоанне, а последние два раскрашивал под наблюдением Мёбиуса Зоран Янетов, позднее приложивший руку к комиксам из «Ходорверса», как поклонники назвали созданную чилийцем реальность.

6

Про «Инкал» можно говорить много, тут тем на несколько диссертаций хватит. Так что лучше ознакомиться самим. Я встречал отзывы от «прочитал взахлёб» до «еле-еле дотянул до последней страницы» и «что это было?». Веха жанра? Да, вполне. Занятный психоделический трип? Вероятно. Сложная сюжетная и графическая мандала, в которой зашифровано нагромождение смыслов и идей, сводящихся в итоге к непознаваемости вселенной и цикличности человеческого бытия, о чём явно говорит финал? Может быть. Сатирический гротеск из «левацких» идей? Почему бы и нет. Попробуйте сами, особенно если любите «умную» фантастику в духе «новой волны». Работа над русским изданием затянулась у «Комильфо» на довольно продолжительное время, в процессе случилось, по словам самих издателей, всё, что только могло случиться, но в итоге книга выглядит как роскошное украшение книжной полки. Основой послужило полное американское издание, но перевод был выполнен Максимом Трудовым с оригинального французского, чтобы избежать смысловых потерь. Формат 268х212мм, твёрдая обложка, чёрная тканевая закладка. 308 страниц, допов нет, тираж 4500 экземпляров.

 

Мнение: Инкал. Полное издание: Один комментарий

  1. Все нижеследующие — личное мнение об издании и общие впечатления, которые могут не совпадать с мнением того, кто это прочитает 🙂

    Плюсы:
    Культовая вещь, как Дюна и Звездные войны (книжную и кино-вселенные SW лично я терпеть не могу, но их влияние на индустрию и современную фантастику отрицать просто глупо)
    Прекраснейший рисунок.
    Твердый переплет, «богатое» на вид издание, хороший перевод и просто отличная работа со звуками и шрифтами.
    От этого вдвойне обидно за тех. сторону издания.

    Минусы издания:
    Несмотря на классические цвета, эти самые цвета чуть темноваты, будто их «пережарили».
    Формат издания — «богатый, но бюджетный»: как и в «Метабаронах», тесновато тут офигенному рисунку в стандартном формате, так и просится увеличенный.
    Переносы накиданы весьма странно, а иногда — как попало, что слегка напрягает во время чтения.
    Бумагу хотелось бы поплотнее, тонковата. «Метабароны» этим же страдают. кстати.

    Плюсы / минусы:
    Сюжет. Да-да, я тоже не решился бы оценивать его однозначно, и в этом вся прелесть. Вещь из разряда «либо понравится, либо — нет», но благодаря рисунку, я думаю, никто не уйдет разочарованным. Как советовали в одном обзоре, не помню дословно, но суть такая: не пытайтесь осмыслить происходящее на страницах с логической точки зрения, а попытайтесь погрузиться и прожить это путешествие вместе с героем, и, возможно, вам это понравится. Лично мне — понравилось. Но «Инкал» — книга ни на один раз, думаю, что открою для себя еще что-то новое, если возьмусь перечитывать спустя некоторые время.

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s