Мнение: Соланин

21-XXgZ3s38

Мангу Инио Асано в России начали издавать с весьма резонансных и неоднозначных вещей. Сначала выпустили «Голографа на радужном поле», раннюю работу японца, где тот прекрасно раскрывался как художник, но как сценарист явно находился в процессе поиска и становления, итогом чего стала не всегда понятная история, объединившая болезненную психопатию и обыденный сюрреализм в стиле Дэвида Линча. Затем вышла «Девочка у моря», произведение, имевшее много схожих визуальных и сюжетных черт с той мангой, о которой пойдёт речь далее, но содержащая в себе предельно откровенные сцены, в сочетании с явно несовершеннолетним возрастом главных героев делающими возрастной ценз на обложке в «18+» в чём-то даже заниженным. И вот брянское издательство «Alt Graph» напечатало «Соланин», первую успешную работу Асано, не содержащую ни насилия, ни болезненных психических проявлений, ни эротики, вместо это демонстрирующую очень четкий, критический и, в тоже время, сочувствующий взгляд автора на молодое поколение, не спешащее взрослеть и расставаться с детскими и юношескими мечтами.

9SAE79SpLDE

Манга «Соланин» (яд, содержащийся в ростках картофеля, а также название песни, которая «звучит» здесь довольно часто) выходила в оригинале в журнале «Weekly Young Sunday» с 2005-й по 2006-й год. Рассказывается в ней о компании четырех друзей, которые закончили ВУЗ два года назад, но в жизни так и не устроились. Главную героиню, от лица которой большую часть времени ведется повествование, и в чей внутренний мир нам порой приходится нырять с головой, зовут Мэйко, и она обычная, от слова «совсем», девушка. Живёт со своим парнем Танэдой, фрилансером (то есть, уверенности в завтрашнем дне и финансового благополучия у пары не наблюдается) и лидером группы (то есть, человеком творческим и мечтательным). И надо заметить, что в начале эта парочка производит не самое благоприятное впечатление: она тяготится тупой работой в офисе в частности (тут её можно понять) и жизнью в большом, вечно спешащем и шумном, притаившем в себе какое-то инфернальное зло Токио в целом, злится на коллег, проклинает людей, нарушающих её личное пространство в переполненных вагонах метро, и без особых раздумий бросает некое подобие карьеры ради обретения «свободы», оборачивающейся лишь рутиной монотонных дней в стенах съёмной квартиры.

AabBVyjvfwU

Танэда тоже сразу чуть ли не отталкивает, создавая впечатление, что он сидит на шее у своей девушки, склонен к прокрастинации, витает в облаках и отчаянно не хочет признавать, что ему уже за двадцать, детство кончилось и что-то нужно делать дальше, те непонятные вещи, которыми заняты люди вокруг. Мэйко и Танэда любят друг друга, но их несемейная лодка всегда готова перевернуться, наскочив на риф финансовых проблем, безработицы и прочего «взрослого» негатива, так что между всегда присутствует драматическое напряжение, что крайне хорошо сказывается на эмоциональном фоне истории, но плохо влияет на отношения этой пары. Их друзья и товарищи Танэды по группе, вечный студент Като и работающий в нелюбимой аптеке Билли вообще выглядят и ведут себя как раздолбаи, инфантильное поведение и дурацкие шуточки парней обеспечивают сюжет набором комедийных моментов. Но, если у вас первое мнение о действующих лицах «Соланина» будет таким же, будьте готовы к тому, что постепенно оно начнёт меняться. Асано аккуратно проводит нас по бесконечным будням персонажей, через их мысли, фантазии, воспоминания о студенческих годах и беззаботной юности, диалоги, монологи, сны, признания и разочарования, делая всё для того, чтобы нарисовать убедительные портреты героев, обнажить их характеры какими-то повседневными, но при этом не типичными ситуациями, показать людей, может быть, и подавленных гнётом обыденной жизни, но не утративших способности мечтать. Как бы это пафосно не звучало и глупо порой не выглядело.

3KY_7sAjQAE

В эпоху, когда блогеры из Инстаграма и с YouTube создают на потеху публике миф о роскошной и такой интересной жизни, доступной каждому, истории, заточенные под описание рутинного быта «маленького человека», могут показаться атавизмом. Кому это интересно, когда у «простых ребят» из соцсетей есть дорогие машины и они летают ужинать в Париж с самыми красивым девушками? А вот интересно же и ничего с этим не поделать – может быть, потому, что иллюзии блогеров (взятые, впрочем, для самого очевидного примера) выступают в качестве гипноза, развлечения, а истории, подобные «Соланину», берут на себя психотерапевтические обязанности по отношению к читателю, который может и узнать себя в героях, и увидеть свою жизнь со стороны, прочитав схожие мысли о жизни, которая только в детстве кажется медленной, а потом начинает нестись так, что ничего не успеваешь уже годам к двадцати, когда многим остаётся только оглядываться по сторонам и думать, а куда делось всё хорошее и весёлое?

AoBW4y8Z6T8

Так вот, эта самая повседневность у Асано показана убедительно-безжалостно. Еда сама себя не приготовит, престижные должности заняты кем-то другим, а хорошие навыки гитариста и умение набросать текст про отношения (или про их завершение) вовсе не гарантируют того, что на звуки вашего голоса сбегутся менеджеры всех мажорных лейблов, а, если они и обратят внимание, то не факт, что сделают самое лучшее и интересное предложение. И, как это часто бывает в повседневности, для кого-то она имеет привычку внезапно заканчиваться, также обыденно-безжалостно, обрубая все мечты, надежды и планы на будущее. При этом её иногда можно не побороть, но слегка «подвинуть», дав волю своим эмоциям, чувствам, пересилив страх и выплеснув энергию в творчество, что в итоге холодноватая тихоня Мэйко и делает. Опять же, мир от этого не меняется, и пара ярких, горящих эмоциональным выбросом сцен манги не приводят к славе или невиданным переменам, нарисованный Инио в 2007 году дополнительный эпилог «Соланина» показывает, что девушка, в общем-то, осталась той же, со знакомым набором проблем, да и склонность окружать себя мужчинами-бездельниками у нее, очевидно, в крови. Но теперь ей точно есть, что вспомнить и ради чего жить.

FRBWK3WqigM

Атмосфера манги – одна из её сильных сторон. Атмосфера эта предельно меланхолична, созерцательна, она погружает в себя, затягивает в бесконечные прогулки по огромному городу, который со всеми своими улочками, скоростными магистралями, зданиями и людьми становится у Асано пятым главным героем истории, вплетая свой характер в судьбы персонажей, которые могут его не любить и даже проклинать, но не могут покинуть, научившись, однако, в финале, видеть в нём и светлые черты, и даже могут разглядеть синее небо и белые облака над почти соприкасающимися крышами небоскребов. Кстати, об облаках: в той же «Девушке у моря» было заметно, как много внимания уделяет им художник, они необходимый «инструмент» для того, чтобы вызвать у читателя медитативное состояние, подпитанное лёгкой грустью. Для чего он использует фотографии облаков, обрабатывая их и вставляя в кадры манги. Также он поступает и с токийскими ландшафтами, добиваясь предельной детализации «видовых изображений», хотя иногда вставляет и необработанные фото, подчеркивая реализм героев и истории. Прибегая к технике коллажа, художник вставляет в экран нарисованных телевизоров изображение из настоящих передач, сюда же могут перекочевать плакаты и газетные вырезки. Сам рисунок Асано очень реалистичный, живой, выдающий «фирменный стиль» хотя бы круглыми, «простоватыми» лицами персонажей с минималистичными чертами внешности.

9Ibm8VQg2FM

Есть вероятность, что после прочтения «Соланина» вам станет грустно. Возможно, вы посмотрите с надеждой или тревогой в будущее или с ностальгией вспомните прошлое, пройдясь по галерее своих несбывшихся ожиданий. А кто-то и осудит героев, кинув в их адрес «вот бездельники!». Равнодушным же манга не оставляет, это очевидно. Точные портреты, подлинность переживаний и чувств, вся сложность отношений со взрослой жизнью переданы достоверно, как раз тот случай, когда история о людях цепляет, нарезая реальность тонкими кусками и препарируя их с медицинской точностью. Издана манга в твёрдой обложке, формат издания 140х200мм, 468 страниц, тираж не указан. Два эпилога, или, если хотите, бонусных истории. Лично для меня – очень важная книга, я люблю Асано и готов порекомендовать всем «Соланин» как душевную и классно нарисованную историю.

www.alt-graph.ru

 

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s