Мнение: Бог Сумо

1___копия.jpg

Не так давно «КомФедерация» выпустила комикс Гоши Магера «Большой древнерусский борщ», который вызвал определённый резонанс и удостоился позитивного отклика от критиков, обзорщиков и простых читателей. Но я по каким-то причинам с этим комиксом так и не ознакомился, хотя из ряда положительных рецензий отметил для себя регулярно возникающие сравнения этой истории с приключениями Астерикса и Обеликса, причём сравнивали не столько с точки зрения графической составляющей, сколько по подаче материала. Что ж, оставив «борщ» на второе (простите за каламбур, не удержался), я сразу решил взяться за «Бога Сумо». Логично, что из древней Руси предстоит перенестись в страну Восходящего Солнца, на много веков назад… конкретно, в период где-то так с 29-го года до нашей эры по 70-й год нашей эры. Этих дат в самом комиксе нет, но нетрудно установить их с помощью Интернета – хотя бы потому, что в «Боге Сумо» автор создает сатирически-условную Японию, отталкиваясь, тем не менее, от вполне реальных исторических фактов и мифов этой страны, а также демонстрируя читателю неплохое знание её традиций и бытовых особенностей далекой эпохи. Не удивлюсь, если и иероглифы, представленные на страницах, самые настоящие и обозначают ровно то, что гласит их подстрочный, а, точнее, подкадровый перевод.

1

Комикс начинается с описания одного обычая, который не очень тянет на затравку «юмористической истории»: в те годы, когда умирал высокопоставленный человек, вместе с ним хоронили не только его верных слуг, но и ближайших родственников вроде жён и детей. Зачастую заживо. Оценив очевидные недостатки этого обычая, «безземельный дворянин из провинции Идзумо» по имени Номиносукунэ предлагает королю Икумэ альтернативный вариант для жертвоприношений в виде глиняных кукол ханива, которых можно без особых демографических последствий зарывать с покойником сколько душе угодно. В то же время в столицу прибывает один из самых известных силачей и беспредельщиков по имени Тайманокэхай, с которым, по стечению обстоятельств, Номимосукунэ предстоит скоро сражаться на турнире сумо. Чего он, понимая, что силы неравны, очень не хочет, но царский указ неоспорим. Остаётся надеяться на чудо или бога, и главный герой отправляется на поиски последнего. Бога Сумо, чтобы тот подтянул его и помог прокачать скиллы. Так вот, Номи-но Сукунэ – легендарный (в том плане, что историки сомневаются в том, что он реально существовал, но против народной молвы не попрёшь) борец, придумавший ханив и сражавшийся с огромным и злым великаном по имени Тагима-но Кэхая. Но это в оригинале мы видим героический эпос, а Гоша Магер создает на его основе веселый рассказ, выполненный вполне себе в сказочных и былинных традициях русского народного фольклора, обильно приправленного шутками и прибаутками, понятными современному читателю, которого не удивишь, что персонажи древних легенд другой страны сыплют фразочками из анекдотов и популярных фильмов. Автор обыгрывает жанровые клише (типа охранника, которому «до пенсии остался один день!»), вписывает историю в мультикультурные рамки, иногда не прочь поломать «четвертую стену», обогащая при этом «Бога Сумо» действительно интересной информацией об укладе и традициях Японии тех лет, делая это так убедительно, что после него даже не тянет лезть в Википедию и проверять. Шутки, надо заметить, обходятся почти без пошлости, хотя присутствуют словечки типа «поблевать», «кротовьи какашки» и приколы про двусмысленность термина «глиномес» у «нас» в провинции и у «вас» в большом городе, но в целом ничто за грань указанного на обложке ограничения в «12+» выходить не спешит. И да, здесь очень многое действительно напоминает о героях Альбера Удерзо и Рене Госинни, точнее, не о самих героях, а о комиксах с их участием: обращение к исторических фактам и переиначивание их на новый лад, интеграция современности в эти факты, сатирические приёмы (вроде задействования разных диалектов и прочих особенностей речи) и крылатые фразы, легко подхватываемые людьми разных возрастов и увлечений. Из очевидных параллелей – здесь персонажи тоже не прочь отведать блюда из кабанятины и в конце сюжет не обходится без «допинга», реальный Номи-но Сукунэ это бы, разумеется, не одобрил, но тут можно. Есть ощущения, что процесс тренировок, остроумно описанный во второй половине книги, легко заставит многих ржать в голос.

2___копия

В чём «Бог Сумо» не пытается подначить классику европейских графроманов, так это в визуальной части. Вообще ничего общего. У Гоши крайне специфический, карикатурный стиль рисунка (логично было бы упомянуть о обращении к стилистике олдскульной манги), склоняющийся к простоте и условности; он использует в каждой панели ограниченное количество цветов (отдавая предпочтение красному и его оттенкам), но зачастую кадры комикса создают эффект «вырвиглазности», лично я привыкал к этому с добрый десяток страниц. Из интересных находок стоит отметить страницу с «рекламой спонсоров», здесь обыгрывается как сама реклама, так и тот «свод знаний», который у многих людей формирует представление о современной японской культуре – тут и «тентакли в банке», и «хентайные календари» (без подробностей, 12+ всё же), и рисовое вино, и восточная медицина. Кажется, именно этот «набор» Магер и пытается дополнить теми знаниями по быту и традициям, о которых я уже упоминал ранее, занимаясь, по его словам, «культурной апроприацией синтоизма» (есть и шуточки из серии «интеллигенты шутят»). И это ему удалось. Получился забавный комикс, дающий возможность не только улыбнутся, но и немного прокачать свою эрудицию. Да, рекомендую почитать. Выпущенный «КомФедерацией» комикс в мягкой обложке с клееным блоком включает в себя 80 страниц, формат 198х145 мм, тираж 2500 экземпляров.

www.comfed.ru

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s