24 кадра: Мстители. Финал

prokino-avengers-endgame-1.jpg

Внимание! Нижеследующий текст содержит адские спойлеры, наверняка нарушившие карму его автора. Если вы не смотрели кино и не хотите испортить себе впечатление, не нажимайте Читать далее

В ожидании выхода главного фильма года и уж точно главного (пока) фильма киновселенной Marvel поднялась целая волна истерии на фоне спойлеров: особо впечатлительные уходили из Интернета, выключали телефоны, забирались на неделю в глухие сибирские скиты только для того, чтобы не узнать заранее, чем всё кончится и кто в итоге (может быть) из героев погибнет смертью храбрых. Хотя, по здравому размышлению после просмотра, бояться спойлеров по «Финалу» — всё равно что бояться спойлеров к фильму «Страсти Христовы», ведь сложно предположить, что всё может вдруг взять и закончится как-то иначе. И дело здесь не в том, что фанаты по всему миру строили свои теории и вдруг оказались правы, дело в том, что исход этого долгого десятилетнего сериала был предрешен уже в начале «Войны бесконечности» и в других фильмах того периода. Вот даже сиротливо-убогонького второго «Человека-муравья» (при том, что первый фильм мне понравился, да и Скотт Лэнг как герой киновселенной в целом вызывает у меня самые тёплые чувства) сняли, чтобы показать, как всё можно исправить. Также предварительно нам заспойлерили сами создатели, кому суждено окончить свой контракт с «Marvel» на трагической ноте – ведь известно же, что стоит только герою сказать «это точно в последний раз, потом сразу же остепенюсь и заведу семью», как его поджидает старуха с косой, этот сценарный штамп давно уже обстебали в куче пародийных комедий типа «Горячие головы». И мне искренне жаль тех фанатов, которые, в отличии от большинства, городили мегазаковыристые версии, нашпиговывая их Целестиалами и прочими диковинками – жаль потому, что братья Руссо пошли по самому банальному пути. Увы.

7RyHsO4yDXtBv1zUU3mTpHeQ0d5

Фильм начинается с действительно трогательной сцены, связанной с Соколиным глазом и его семьей. Пожалейте его, он этого заслуживает. Но имейте ввиду, что в ближайший час вы только и будете делать, что кого-то жалеть. Я вот сильно пожалел, что мне никто не заспойлерил, насколько утомительным будет начало «самого эпичного супергеройского блокбастера за всю историю», который хочется переименовать в «Мстители: Пожалейки». Нет, понятно, почему это происходит: полвселенной уничтожено, родные-близкие, тотальная дезориентация, ощущение полного провала и поражения. Но показано это слишком затянуто, меняются лишь персонажи в кадре, из диалогов которых мы понимаем – они страдают. Но только с сухими глазами, и вообще складывается ощущение, что актеры за десятилетие немного, самую малость, подустали, искры вдохновения из них уже не сыплются. Оставшиеся Мстители сначала наносят «удар возмездия», но ничего он не меняет, потом у них появляется план… нет, ПЛАН, завязанный, как и положено в современном масскульте, на таких непонятных и абстрактных вещах, что ими можно вертеть как хочешь и использовать по любому назначению. Причём если, к примеру, в «Интерстелларе» непонимание того, как это всё работает, пытались скрасить регулярным использованием слова «сингулярность» к месту и не очень, то здесь даже этим не заморачивались, просто вот так вот всё работает и можно всё сделать. Нужно всё это не для победы над Таносом – создатели решили таким способом пройтись по всей истории КВМ и вновь показать её ключевые моменты. Логично, что «ПожалейкиФинал» снимался исключительно для поклонников, тех, кто шарит в теме. Если на сеанс попадали «левые люди», выбравшие между «ну вот тут Машков играет» и «какие-то мстители», то им происходящее на экране наверняка представлялось лютейшим артхаусом для людей с СПГС.

avengers4_1544191821692492

Но «Пожалейки» не единственная субъективная претензия к фильму. Я не имею ничего против хорошо разыгранной драмы и трогательных моментов, но в первой части «Финала» всё это так же навязчиво, как, извините, понос. Хотя и не столь стремительно. Причину я склонен видеть в бесконечных, однообразных паузах… нет, не так – в ПАУЗАХ. Любой диалог просто начинен ими под завязку, создаётся впечатление, что, если вырезать все эти молчаливые моменты, то трехчасовой гигант сократится минут на пятьдесят. Паузы, паузы, переглядывания, паузы, паузы. Может быть, именно поэтому в первой половине фильма экшена очень мало. Да, в конце Руссо разогреваются на полную и выдают то зрелище, ради которого многие и пошли в кино, но до этого… ну так, либо я зажрался, либо что-то ещё. Главные герои за время сериала, разумеется, должны были претерпеть изменения, и они их претерпели (разве что кроме Стива Роджерса, но в его случае это плюс), вот только в лучшую ли сторону? Да, с Тони Старком всё отлично,  персонаж прописан хорошо. Кроме одного момента: меня очень удивило, что он, смирившийся, остепенившийся, нашедший, ради кого и ради чего ему стоит жить дальше, вдруг всё бросает, только увидев фотографию Питера Паркера, которого и знал-то пару недель. Отцовское чувство? Ну, Тони есть на кого его проецировать, а вот так бередить душу каким-то подростком… без намёков, ну вдруг тут тоже хотели толерантно настроенным дамам и господам подлизнуть, как сделали это, например, в финальном сражении, показав «женский батальон Marvel»? Завершающая реплика о Старке – это смешно, но его показывают единственным, кто способен всё рассчитать и устроить. Смешно потому, что в комикс-вселенной Marvel есть Рид Ричардс, который и путешествовать во времени знает как, и прочие квантовые чудеса обуздал, и, не будь проблемы копирайта между киностудиями, Тони вообще был бы не нужен. Но тут так. Другие «оставшиеся» герои свой прежний лоск подрастеряли. Брюс Беннер/Халк отыгрывает роль добродушного громилы и кроме тупых шуточек ни в чём особенно не участвует, над Тором поиздевались так, что Вайкики со своим «Рагнарёком» отдыхает. Над Скоттом Лэнгом все прикалываются (тут новичок мало что понимает, к тому ж подкинул очень здравую мысль, чего не подстебнуть его пару раз, чтобы он чувствовал себя дискомфортно, мы же команда?), а Таноса вроде как хотели сделать Копатычем из «Смешариков», но, спасибо Тору, до этого не дошло. Паркер даже в эпизодах выбешивает. Линия Чёрной Вдовы драматична, но врождённый цинизм заставляет меня докопаться и до нее. Учитывая, что наша соотечественница (спасибо, кстати, что в фильме она Ивановна, а не Альяновна) в предыдущих фильмах демонстрировала некую «слабопередочность» и флиртовала то со Стивом, то с Брюсом, потом оказывалась более чем близкой подругой Бартона, можно было бы решить главный конфликт в её жизни попроще. Кажется, что даме ничего не стоило влюбится без памяти в Красного Черепа, а потом принести в жертву его, всё было бы по правилам. Многие предрекали, что главную роль в победе сыграет Капитан Марвел, но зачем нам тут самый сильный супергерой, когда мы и сами можем изменить прошлое целой вселенной, верно? Ну и что, что она может решить кучу проблем, пусть летит себе, у нас с Таносом свои счёты. Только потом, ближе к титрам, Кэрол выступила в роли сине-красного рояля в кустах. Кстати, о столь необходимых в современном кино музыкальных инструментах – у Руссо их завались. Трюк с Небулой – даже не тот рояль, который вы себе представили, это просто палёный спирт «Рояль» из моего далёкого детства, от которого можно было склеить ласты. Сам по себе Танос тоже один огромный фиолетовый рояль, уязвимость которого работает очень избирательно. То его горсткой можно взять и завалить, то космические героини, ведьмы, тяжелая артиллерия и вся королевская рать не могут вырубить. Очень удобно, когда сценарист кладет болт и бьёт по клавише «пробел», увеличивая количество ПАУЗ. И я не очень понял, почему оружие Таноса может хреначить щит Кэпа и отбивать молот и секиру Тора, оно тоже волшебное?

endgame-tony2

Сюжет, повторюсь, для фанатов, чем всё кончится было понятно ещё в конце «Войны бесконечности». Помните, в начале я писал, что нам очень растянуто показали трагические последствия щелчка пальцами? Зато в конце результат другого похожего события на вас буквально вываливают несколькими жизнерадостными кадрами – все вернулись, буквально за пару дней жизнь направилась в своё старое русло. Я молчу про экономический и политический аспект, но три-четыре миллиарда человека (не берём другие обитаемые миры) были распылены, умерщвлены, а теперь спустя некоторое время снова вернулись на сильно изменившуюся Землю? Экзистенциальный кризис планетарных масштабов, массовый психоз, крах всего, во что эти люди верили, паника, работа для миллионов психиатров? Не, тут же университеты пооткрывали, чтобы люди прямо там вновь встречались, ну не было у них времени до этого хотя бы позвонить друг другу или сообщение в соцсеть кинуть, подумаешь, самое грандиозное воскрешение в истории человечества!

«Последняя битва». Знаете, есть такой киноштамп – в самый разгар боя герои, на которых гроздьями висят враги, вдруг находят пару минут на поговорить по душам и им даже не нужно повышать голос? Вот тут этот штамп задействован раз десять и это крайне бесит. Вокруг ревут миллионы живых и уже не очень существ, грохочут космолёты, залпы уничтожают всё живое на сотни метров, магия, боги, чёрт знает что… и тут «ой, нам нужно кое-что обсудить и пусть весь мир подождёт, не убьют же нас, потому что мы отличные мишени!», «Ой, а найдите-ка за минуту в этом эпическом бардаке маленькую машинку, хотя чего её искать, она удобно припарковала прямо перед нами!». Пожалуйста, не говорите мне, какие братья Руссо гениальные постановщики, ОК? Не поверю. Хотя вот сюжетная линия Кэпа мне понравилась, это именно тот финал, который этот персонаж заслужил. Один из лучших моментов фильма.

D3ZhKkPXsAAgWeL

Повторюсь, кино для фанатов. Отсюда и отзывы типа «я плакал пять раз, потом ночью не спал, вот это кинище!!!». Ну не знаю, персену что-ли попейте, травяной чай, говорят, помогает. Ещё это прекрасный пример грамотного маркетинга, из-за которого лично я ждал чего-то неимоверно более крутого и зрелищного. Спецэффекты хорошие, музыка отличная. Актёры усталые. Сюжет… положа руку на сердце, не ради него всё затевалось, как обычно, у фанатов были множество гораздо более крутых теорий. Одной большой финальной сценой авторы взяли и показали, чего компания Marvel, в успех фильмов которой когда-то не очень верили, добилась за это десятилетие, показав, кто здесь сокрушает кассы кинотеатров. Хотя мне, положа руку на сердце, больше понравились трогательные камео героев из прошлого. Сцены после титров нет, хотя сами титры сделаны с душой и достойны того, чтобы вы немного задержались в здании. Фирменные марвеловские шуточки в этот раз крутятся вокруг мужской задницы, и это крайне иронично, если вспомнить, сколько негативного внимания было уделено плоской пятой точке Бри Ларсон. Посмотреть сам фильм стоит, как ни как, культурное событие (без шуток), но оставьте завышенные ожидания и логику где-то за дверью зала. По факту, хорошо сделанный попкорп – ассорти с разным вкусами, который ничем тебя не удивит, но с поставленной задачей заполнить рот и отключить мозги справиться хорошо, поэтому его и любят.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s