Мнение: Бэтмен. Книга четвёртая: Война шуток и загадок (Вселенная DC Rebirth)

1.jpg

Когда ты миллиардер, ведущий по ночам активный образ жизни в костюме Человека-Летучей мыши, а твоя возлюбленная — воровка, на полном серьезе считающая себя кошкой, вам, безусловно, есть о чём поговорить в спальне. Где, собственно, определенная часть этой трагичной истории и происходит: под покровом ночи в тихом пристанище для двух сбросивших свои костюмы людей, один из которых рефлексирует, пытается разобраться в себе и выбрать подходящий момент для того, чтобы несколькими словами осуществить главную мечту почти что всех романтично настроенных барышень. Но это – в настоящем, на самом деле мысли этого мужчины в этот час находятся в прошлом, во времени, когда он только делал свои первые шаги в роли полуночного вершителя правосудия. В дни, когда Готэм в очередной раз пал, став полем боя в затяжной и кровавой войне двух психов.

2

Приготовьтесь к тому, что тут нет места метаподросткам и новичкам в команде Бэтмена, о которых Том Кинг рассказывал в предыдущих трёх томах своего рана. Здесь – только старая гвардия, своим участием превращающая выпуски «Войны» в настоящий злодейский кроссовер. Война, кстати, началась с того, что однажды Джокер (признайтесь, вы тоже были ли бы не прочь увидеть его не только в воспоминаниях главного героя?) и Эдвард «Загадочник» Нигма не сошлись в одном вопросе – кто из них должен убить Бэтмена? Причём это вопрос настолько важный, что Джокер даже разучился смеяться и весь комикс ходит/бегает/убивает с весьма унылым выражением лица. В самой первой главе нам показывают, что этой войны можно было бы избежать, если бы Бэтмен был немного внимательнее и, в конце концов, наплевал бы на свои нерушимые принципы «не убей», ставшие причиной того, что в ночи теперь он видит не только крайне привлекательную мисс Кайл, но и «мемориал» погибших, обычных людей. Кинг, как это часто бывает в современных комиксах, отнюдь не проходит мимо случайных жертв супергеройских и мегазлодейских разборок, некогда безликой массе трупов он выдает внешность, имена и немного фактов из личной и только что закончившейся жизни, тем самым усиливая переживания главного героя, выводя их на первый план истории. Зато огромное количество преступников, не раз встававших у Тёмного Рыцаря на пути, Том как раз в безликую и мёртвую массу легко превращает, показывая битву сумасшедших как конвейер смерти, начавший свою работу в те времена, когда Бэтмену как символу города не исполнилось ещё и года, и сам носитель этого прозвища, облачённый в олдскульный серый костюм, не мог похвастаться большим опытом. Готэмские преступники, знакомые по старым комиксам, мультсериалам и фильмам Джоэля Шумахера, вынуждены разделиться на два лагеря, и из этого иногда получаются отличные противостояния. Как, например, в случае с Десстроуком и Дэдшотом: не знаю, известны ли Кингу русские былины про могучих богатырей, которые могут сражаться днями и неделями, забивая противника с одного удара в землю по колено, но что-то примерно в этом духе, такое же гипертрофированное, здесь и происходит. Хотя в итоге этой битвы создаётся впечатление, что анекдот про лесника, который пришёл и всех разогнал, Том всё же слышал и запомнил.

3

И это один из самых запоминающихся моментов комикса. Как и званный ужин в поместье Уэйнов, похожий на чаепитие крестных отцов мафии с Безумным Шляпником… учитывая, что среди приглашенных только Безумные Шляпники, вооруженные до зубов. Идея со сменой блюд хороша. Но сам комикс можно попенять за излишнюю фрагментарность, и за то, что Кинг перегружает его шутками и загадками, ничего за ними не оставляя. Вот Алану Муру, например, хватило всего одной, но зато убийственной шутки, чтобы заронить в голову читателей неудобную, но важную идею, а Кинг так не может. Зато здесь есть интерлюдии, посвященные личной трагедии маленького человека на большой войне, они рассказывают о Кайтмене, то ли герое, то ли несчастной марионетке, это мы узнаем в самом конце. Впрочем, эту фрагментарность, неспешность и некую меланхоличную «поэтичность», присущую повествованию (опять же, стоит вспомнить сцену прогулки Нигмы и Ядовитого Плюща, она крайне, пугающе хороша) стоит записать в раздел «так и было задумано»: не стоит забывать, что все события нам – точнее, вовсе не нам, ну да ладно, — рассказывает Брюс Уэйн, и все обозначенные проблемы можно списать на его эмоциональное состояние, на особенности его памяти, на усталость, в конце концов; не стоит забывать, для чего он всё это рассказывает и что хочет услышать в итоге. Так что меланхолия и грусть вполне допустимы с этой точки зрения, привязанной к титульному субъекту и оттого единственно верной. Понятное дело, для данного субъекта.

4

Отдельного внимания заслуживает работа художника Микеля Ханина – тут всё очень круто. У меня есть несколько любимых художников, которые отлично (то есть так, как нравится мне) рисуют женские персонажи: это, к примеру Терри Додсон и Терри Мур, а теперь в их компанию вливается и Ханин, нарисовавший Селину Кайл не как суперворовку и героиню комиксов, а просто как женщину, красивую, естественную и сексуальную. Массовые сцены побоищ, панорамы города, толпы врагов и опущенные вниз уголки рта Джокера, олицетворяющие накопленное, еле сдерживаемое безумие и отсчитывающие, подобно часовому механизму, минуты до неотвратимой катастрофы – всё это тоже нарисовано замечательно. Сам комикс был очень ожидаем, интриговал задумкой, но в итоге, как мне кажется, ему либо не хватило объёма (хотя его и так растянули упомянутыми интерлюдиями) для отображения глобального размаха, либо ещё хотя бы пары-тройки неожиданных твистов, замененных здесь, как говорилось выше, на шутки и загадки. Хотя и так все знают, что Джокер – шутит, а Загадочник – загадывает. Неплохо выглядит идея с многочисленными камео преступной «элиты» Готэма, тут есть о ком вспомнить.

Издание от «Азбуки» привлекает рельефной обложкой с почти что настоящим паззлом, хорошая идея и стильное воплощение. Помимо примечаний, есть альтернативные обложки от Тима Сэйла, Оливье Койпеля, Дэйва Стюарта, Джоша Миддлтона и Бренанна Вагнера. Ровно 200 страниц, тираж 4000 экземпляров.

www.azbooka.ru

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s