Мнение: Клаус

кл1

В прототипы Деда Мороза и Санта Клауса историки обычно записывают Николая Чудотворца, на что есть определённые основания, но более древние, языческие предания европейских народов гласят о мифическом Солнечном Короле, который отогревал землю от зимнего холода, запуская тем самым новый цикл в бесконечном круговороте жизни. В общем, пока в этом вопросе разбираются учёные, авторы комиксов, такие, как Грант Моррисон, берут в охапку стародавние легенды и все основные приметы главного зимнего праздника, чтобы на их основе создать настоящую сказку. В фэнтезийном средневековом антураже, настроение которого балансирует где-то между «Игрой престолов» (потому что мрачно и реалистично) и мультфильмом «Хранители снов» (потому что сказка и дарит надежду на чудо, в которое нужно верить).

кл3

Итак, как и положено, история начинается с главного: с «Давным-давно» и «Жил-был». По заснеженным лесам к городу Гримсвик (место с таким названием есть в Швеции, что вполне привязывает легенду к конкретной территории) бредёт высокий бородатый незнакомец в сопровождении белой волчицы. Когда-то он жил здесь и теперь решает вернуться – но неожиданно для себя застает город в очень неприглядном виде. Все мужчины трудятся в рабских условиях на угольных родниках, а стражники отнимают у редких детей любое подобие игрушек, выполняя развешенные на каждом углу приказы типа «Игрушки запрещены!» и «Радоваться запрещено!». И весь этот абсурд творится накануне Йоля, праздника середины зимы, когда принято отдыхать и дарить подарки. Происходит данный беспредел с подачи барона Магнуса, носящего аскетичную сутану и порой очень напоминающего религиозного фанатика из тех, которые раньше охотно крушили языческие капища и запрещали древние праздники, к тому же от этого персонажа откровенно тянет жутью и сумасшествием, что можно объяснить не только странными отношениями с сыном и женой, но и общением с древним злом, которое вот-вот должно вырваться на волю.

кл4

Клаус, разумеется, не согласен с таким положением дел и начинает в одиночку бороться с тиранией. А Грант Моррисон начинает счищать с рождественских архетипов позолоту поздних дополнений и иносказаний, профессионально вписывая всем знакомые вещи в сюжет о революционере, который не жалея себя несёт людям радость. Все же знают, что Санта Клаус перемещается по крышам и передаёт подарки детишкам через печные трубы? Так вот, здесь, в режиме игры «Assassin’s Creed» показано, почему он вынужден делать это именно таким способом. Откуда взялась привычка писать письма этому персонажу? Узнаете тоже. Почему Клаус носит красную шубу, отороченную белым мехом? Нет, это не результат гениальной PR-компании фирмы, занимающейся производством газированных напитков, это цвет формы стражников Гримсвика, а как с ними связан главный герой, нам тоже подробно расскажут. Также Моррисон, как старый маг и оккультист, не мог пройти мимо «тайных кодов» рождественских праздников, объединив в сюжете христианский и традиционалистский взгляды на это событие.

кл5

Йоль был тесно связан с Дикой Охотой скандинавского бога Одина, и Клаус тоже выступает в роли охотника, убивая ради выживания вместе со своей волчицей оленя. Но как же будут ездить без оленей его сани? Для этого Грант добавляет элементы эзотерики и нью-эйджа, трансформируя транспортное средство с помощью фантастических технологий. Рождество ассоциируется с новорожденным Христом, который затем умер и воскрес, и тема воскресения главного героя возникает здесь постоянно. Тесно связан с Иисусом Клаус ещё и принятой им ролью спасителя, да и вознесение (только у Иисуса оно пока заняло «путь в один конец», а здесь главный герой должен ежегодно возвращаться) роднит этих персонажей. Как и намёки на то, что в эти волшебные дни люди становятся ближе к потустороннему миру, проявленному здесь в виде завораживающего северного сияния и визитов духов, напоминающих лесных проводников из «Принцессы Мононоке» Хаяо Миядзаки. А главное проявление зла –это и проявление первобытного ужаса, и олицетворения Сатаны. Кстати, его имя Крампус, и оно как раз тесно связано с мифом о Николае Чудотворце.

кл6

Если коротко, то по легенде Санта приходит к тем, кто хорошо себя вёл весь год. А вот к тем, кто вёл себя плохо… понимаете сами, да? В общем, разгадывать хитроумно подогнанную мозаику кодов и символов в этом комиксе – это одно удовольствие. Другое удовольствие – следить за выверенным, динамичным сюжетом, в основе которого, опять же, классическое сказание о герое-одиночке, рыцаре, спасающем город. Тут тоже можно привести кучу примеров, взять того же «Дракона» Шварца, но проекции этого образа легко увидеть и во всей современной супергероике, так что Клаус воспринимается как персонаж вполне актуальный. И совсем хорошо вам сделает рисунок Дэна Мора – яркий, детальный, во всем придерживающийся комиксовой эстетики, выразительный, эмоциональный и экспрессивный. Получается в итоге отличная новогодняя сказка, переплетающая кровь и надежду, отчаяние и веру в чудеса, средневековый антураж и вечно актуальные темы власти и равенства. Из комикса получился бы неплохой фильм для штурма рождественского бокс-офиса, сценарий и визуальная составляющая для этого вполне подходят.

кл7

Семь выпусков «Клауса» в твёрдом переплёте выпустило издательство «Fanzon». В сборнике 208 страниц, есть обложки оригинальных синглов и альтернативные обложки, короткие биографии создателей. Формат 267х173 мм. Тираж 3000 экземпляров. Может быть, это ко мне новогоднее настроение уже вовсю стучится, но я остался этим комиксом крайне доволен и очень вам его рекомендую.

www.fanzon-portal.ru

www.eksmo.ru

 

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s