Мнение: Ниндзя Гаттер

нг1

Как известно, природа не терпит пустоты. Может быть, именно поэтому большинство читателей чисто инстинктивно не замечает этих белых «полосок» между кадрами комиксов. Да чего уж там, многие художники сейчас вообще предпочитают обходиться без них, перекраивая структуру рисунка по своему усмотрению. Между тем этот «межкадровый вакуум», гаттер (термин, кстати, изначально широко использовался в филателии), по версии целой группы российских художников и сценаристов очень даже обитаем – это пространство, где разыгрывается в полную меру воображение читателя, достраивающее плоскую картинку и оживляющее заполняющее её образы. Но что если эти «образы» — отсылки далеко не первой свежести, затоптаны следами бесконечных повторений и банальностей, древних, как сюжет про всемогущих всезнаек монахов-воинов и бесстрашных наёмников-ниндзя, способных проникнуть куда угодно? Что делать тогда с этими комиксами и с тем, кто виноват в их подобном состоянии, со всесильным и всемогущим Сценаристом, демиургом вселенных?

нг2

Разбираться с этим «Высшим Создателем» поручено некогда простому обывателю Грегору Бодроу, приживавшему (опять же, на страницах комикса) скучную жизнь усача-семьянина, и мечтавшему о нечто большем и интересном. Вообще-то он похож на того парня без суперспособностей из второго «Дэдпула», но это или совпадение, или ещё одна отсылка. Однажды в жизнь Бодроу вмешался Сценарист, лишил его усов, одежды да и вообще тела и превратил в Ниндзя Гаттера, повелителя белого пространства между кадрами. Вот только сам Гаттер быстро понимает, что вся его жизнь была лишь чьим-то вымыслом, решает, что не хочет быть просто порождением какого-то выдумщика и писаки, и начинает путь богоборца, попутно вырубая самурайским мечом очевидные, но крайне живучие и много о себе возомнившие глупости и ленивые атавизмы неспособной на большее фантазии «творцов».

нг6

Сперва может показаться, что команда «молодых и дерзких» сценаристов и художников – Андрей Лукин, Глеб Липаткин, Алексей Гончаров, Роман Титов, Яна «Урюрюк» Устюгова и Артём Топилин, — из страны, где очередная волна популярности «нарисованных историй» держится уже лет пять и, дай бог, не откатит назад ещё примерно столько же времени, решила поучить всех, как надо создавать комиксы, от чего уже пора бы давно отказаться, и что такое, собственно, эти комиксы на самом деле. Амбициозно? Ещё как. Вот уже в первой главе главный герой «выпиливает» с цветных страниц надоедливых персонажей, сыплющих банальными фразами, а заодно достается тем создателям, кто никак не может угомониться и выдает раз за разом «наш ответ Скотту Пилигриму!». Затем, после истории о том, как Грегор, собственно, и стал ниндзя, начинается самое интересное – путешествие по комиксу, представленному здесь как сложное многомерное пространство. Забудьте о двумерных страницах и о персонажах, которые ломают четвёртую стену: здесь вообще нет стен, более того, все элементы, даже чисто технические, оказываются живыми, персонифицированными существами, существующими во вселенной, где лента Мёбиуса – ещё не самая замысловатая «загогулина», которую можно представить.

нг7

Гаттер должен пройти по этой вселенной достаточно традиционный путь героя – минуя опасных противников (вроде чёрного Ниндзя Фрейма) и побеждая их путем выкидывания за границы кадров, находя союзников (например, колориста), прорубаясь через панели манги и альтернативных комиксов для того, чтобы достигнуть большого босса. Каждая глава представляет собой эксперимент со стилем, есть здесь и опыты по выходу за рамки любых условностей, и пародии на классические самурайские боевики, причём посвящённая этому часть сюжета оказывается самой остроумной и смешной, наполненной увлекательной игрой в слова и термины (Ронин-Макаронин – не просто глупость на уровне детского садика, а мощный постмодернистский образ). Другие части сложнее назвать юморными, там всё, скорее, происходит на полном серьезе. А чего вы хотели? Ведь, если задуматься и проанализировать все происходящее, «Ниндзя Гаттера» можно легко поставить в один ряд со знаменитой трилогией Скотта Макклауда, надо только на корешке (пока его тоже не вырубили и он никуда не убежал) написать «Метафизика комикса», после чего данная работа россиян окончательно замкнёт на себе всю проделанную работу именитого автора и исследователя. Ведь в итоге к попытке понять эту метафизику всё и сводится: все эти сложные панели, летящие в белую пустоту, все эти намёки, все эти высмеиваемые фразы типа «Ты убил моего отца!», выходы за рамки и бумажные порезы, оказывающиеся порталами в другие реальности. В итоге всё вообще сводиться к идее, что для того, чтобы победить «бога» на его поле, его нужно… придумать, воплотить на бумаге, сделать героем и обрести над ним власть, превратившись в очередного творца, и так далее, расходясь по мирозданию кислотным фрактальным узором.

нг8

Пока вы будете собирать вынесенные мозги по кадрам, наверняка заметите, что авторы «Ниндзя Гаттера» всё же не совсем оригинальны. Да и как можно быть оригинальным в мире победившего постмодерна, где всё уже давно придумано и рассказано? Поэтому на фоне «ну сколько же можно!»-отсылок раскиданы вполне очевидные оммажи к «Матрице» (вспомним диалог Нео с Архитектором), где тоже реальность проверялась на прочность и оказывалась не столь уж и реальной. Можно предположить, что создатели «Гаттера» знакомы и с «Опусом» Сатоси Кона, на русском эта манга выходила. И (ну, чисто субъективно) очевидно сходство с комиксом «Дэдпул уничтожает литературу», который у нас принято ругать. Да что угодно можно здесь найти. В итоге всё это сплавляется в нечто весьма своеобразное и не похожее ни на что, в некий манифест, описывающий сложные отношения творца и персонажа и пытающийся ответить на вопрос «что же такое комикс?» И если с прошлым этого самого комикса всё понятно, то каково его будущее?  Стоит ли уже почистить «девятое искусство» от застарелого багажа и двигаться дальше, исследуя новые территории и возможности?  И нужно ли прихватить с собой в это путешествие старых героев, идущих своим бесконечным путем воина, или же, образно говоря, оставить их в полях, заросших по колено шуршащей травой ещё во времена, когда Куросава снимал свои самурайские шедевры?

нг3

Сценарий «Ниндзя» сочинили два человека, Андрей Лукин и Глеб Липаткин (каждый написал по три главы), художников же было в два раза больше и, как мне кажется, у каждого из них был карт-бланш на визуальную составляющую. Поэтому главы комикса выполнены в разных стилях и жанрах, от тотального инди и панка до галлюциногенных экспериментов, отчего и выглядят по-разному, но всегда безумно-захватывающе, буквально гипнотизируя чередой сменяемых образов и сцен, постоянными в которых остается только… да-да, именно гаттер, белая пустота. Концовка в комиксе неоднозначная, но лично я на другое и не рассчитывал, так что всё норм. Очевидно, если покопаться в этой пустоте, то можно отрыть кучу идей для сиквелов, но это вопрос будущего. Пока же получите самый оригинальный, метаюмористический российский комикс, герой которого буквально встал белой вехой на границе реальности и выдумки, перевернув бумажный мир с ног на голову. Команду экспериментаторов поддержало издательство «Jellyfish Jam», выпустив «Ниндзя Гаттера» под Московский КомикКон. В конце книги собраны арты от других российских художников, у которых есть свой взгляд на главного героя, также в заключении авторы комикса рассказывают, как всё закрутилось, началось и во что вылилось. Мягкая обложка, 112 страниц, тираж 1500 экземпляров.

https://vk.com/jellyfishjam

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s