Мнение: Теория песчинки (Тайные города)

тп1

Как ни парадоксально, но такая мелочь как песчинка стала незаменимой для мудрецов и философов, пытавшихся с её помощью объяснить логику и устройство мироздания. Кто-то уподоблял песчинке человеческую жизнь, представляя пространство, где ей суждено развиваться и угасать, как бесконечную пустыню. Аристотель также в своих логических опытах жаждал постичь с её помощью размеры и объем Вселенной. Другие мыслители размышляли над «парадоксом кучи», убирая из неё песчинку за песчинкой в попытках понять, что есть «неопределенность», «целое» и т.д. В общем, занятная эта… штука? Вещь? Субстанция? Что-то, что легко ускользает сквозь пальцы в прямом и переносном смыслах. Нашлось ей место и в графическом романе Франсуа Скойтена и Бенуа Петерса «История песчинки», продолжающем их знаменитую серию «Тайные города». И поверьте, песка здесь будет очень много.

тп2

Он буквально заполняет собой всё жилище замученной бытом домохозяйки Кристины Антиповой. Из него состоят камни, материализующиеся в квартире живущего по соседству месье Абельса, и все они имеют один и тот же вес. Вроде бы ничего «песочного» нет в странном деле Мориса, владельца ресторана и приятеля Абельса – тот, напротив, стал неожиданно терять вес и скоро рискует улететь в небо как воздушный шарик, — но не торопитесь делать поспешных выводов, доверьтесь лучше профессионалам. А вот и он, точнее, она. Мари фон Ратен, в юности прославилась как «Падающая девочка», в этом романе занимается исследованием паранормальных явлений, причем деятельность эта санкционирована на самом высоком уровне. Именно Мари предстоит узнать, как связаны песок, камни, летучесть и загадочный артефакт из далекой и экзотической страны, однажды оказавшийся в руках у Эльзы Отрик, занимающейся продажей этнических статуэток и украшений. И сделать это нужно быстро, ведь это только на первый взгляд песчинка – так себе, мелочь, да и один камень погоды не сделает. Но когда их много и они продолжают прибывать с чудовищной скоростью? Тут уж не то, что дом не устоит, целому Брюзелю придётся очень плохо.

тп4

Да, именно Брюзелю, это не опечатка. Как вы, должно быть, помните (если нет, то крайне советую восполнить этот пробел), «Падающая девочка» Мари живёт в параллельной реальности, местами неотличимой от нашей, но всё же другой. Даже со своим летоисчислением — все события комикса имеют место быть в 784 году, который по подсказкам авторам соответствует «нашему» 2004 году, но уровень развития и атмосфера этого места навевает воспоминания о Европе второй половины девятнадцатого века. В этом мире возможны разные странности, но в целом он и его обитатели склонны к рациональному мышлению, поэтому Брюзельские события застают всех врасплох. Сюжет «Теории» разворачивается в традициях приключенческой беллетристики европейских авторов показанной на этих страницах эпохи, здесь есть и «удивление чудесам» далёких и не до конца исследованных земель и колоний, захватывающая интрига, интересные типажи городских жителей. Есть даже не лишенные иронии приключения двух не тянущих по всем стандартам на звание «главных героев», чуточку нелепых, но очень симпатичных персонажей, образующих весьма органичный дуэт.

тп2

В наличии и сильная героиня, способная давать советы власть имущим мужчинам, хотя это всё же больше черты современных «эмансипированных» романов. Авторы «Теории» очерчивают сразу круг главных действующих лиц и придерживаются его на протяжении всего комикса, но сложно не заметить, что в этом круге «живых» есть и ещё один обязательный для Скойтена и Петерса «персонаж» — это архитектура. Все события происходят в тщательно проработанных интерьерах, городские постройки, улочки, небоскребы не просто создают фон, они формируют детальный и убедительный мир, вдохновленный изяществом старых гравюр и фотографической точностью чёрно-белых снимков. Без архитектуры не было бы самой истории, песку негде было бы появляться, странным гостям из далёкой страны негде было бы искать родовое сокровище, Морису и месье Абельсу негде было бы рисковать переломом шеи в поисках ответа на важнейшие вопросы. Может быть, в этой части «Тайных городов» здания не столь монументальные, как в «Падающей девочке», где бетонные и каменные исполины возносились ввысь, а памятники русским императорам занимали свои места возле храма Спаса-на-Крови, заставляя блуждать вокруг них не только ещё совсем юную главную героиню, но и самих читателей, зачарованных сложной геометрией пространства комикса. Здесь здания более обыденны, обжиты, это дома для простых людей, и тем грустнее их оставлять в трудный час.

тп5

Но среди этих домов в книге особенно выделяется один, на самом деле существующий в Брюсселе (да, уже в «нашем»). Это так называемый в путеводителях «Дом Отрика» или «Музей Орта», построенный знаменитым бельгийским архитектором Виктором Ортом. И он здесь важен не потому, что в нём живет, наблюдая за его постепенным исчезновением Эльза Отрик, и даже не потому, что ему отведена в сюжете важнейшая, связующая пространство и времена роль, добавляющая книге фантастичности. Всё дело в том, что Франсуа и Бенуа потратили много времени и сил, чтобы сохранить этот памятник архитектуры, отреставрировать его и привести внутреннее убранство к первоначальному замыслу создателя, чтобы затем перенести всё это на бумагу и вплести в сюжет. О превращении здания в музей в конце комикса есть небольшая статья, дополненная архивными фотографиями. Это, знаете ли, добавляет реализма в графическую историю, где дом Ортика выделялся белым цветом. Как и загадочный песок. И как летающий Морис. Наверняка этот белый цвет выбран не просто так и что-то символизирует, какую-то очередную, глубоко спрятанную загадку «Теории», коих здесь, как и отсылок, хватает, чтобы посвятить им вечер или два внимательного чтения. Может быть, после второго-третьего прочтения вы тоже с удивлением осознаете, что весь этот мир «Тайных городов», вероятно, является игрой воображения одной из героинь, которую не зря авторы постоянно выставляют немного «не в себе», теряющей связи с реальностью. Но это конечно, не точно.

тп3

Рисунок, как сказано выше, представляет собой что-то среднее между гравюрами и фото, в нём ярко выражены черты модерна. Это идеальный пример того, что комикс может по-праву называться искусством – не девятым или каким-то там еще, а просто искусством. Или даже новым и молодым искусством, арт нуво, продолжающим формировать свой особый язык из слов и образов, легко уходя за границы, у которых ещё только топчется кинематограф со всеми своими спецэффектами. Если о чём и стоит упомянуть чисто из желания покритиковать, так это разве что о лицах женских персонажей. Все они, на мой взгляд, очень похожи и порой сложно отличить, кто перед тобой. Кажется, позировала художнику одна и та же модель.

тп7

Теперь об издании: «Zangavar» не раз удостаивались звания лучшего издательства европейских графических романов, и в данном случае сделали всё, чтобы этому уровню соответствовать, потратив на подготовку больше года. Твёрдый переплёт, увеличенный формат 230х298мм, дизайнерская «кремовая» бумага как в оригинале, отличная печать. 128 страниц, тираж не указан. Все фоновые звуки типа «дзииинь» и «баааммм» переведены и перерисованы. Перевод Михаила Хачатурова, что тоже можно считать «знаком качества». Такие книги не берут почитать в спешке в метро, им отводят важное место в домашней библиотеке. Можно сказать, что это комикс об эволюции «от мелкого к безграничному», все использованные здесь объекты можно уложить в своеобразную пирамиду: из песка получаются камни, из камней складывают дома, в домах живут люди, а люди познают загадочный и полный тайн мир вокруг в том числе и с помощью всего вышеперечисленного. Камня. Песка. Песчинок, как основ мироздания и материала философов. Впрочем, никто не помещает вам воспринимать «Теорию» как постмодернистское приключение с легким налётом сюра, особенно когда дело доходит до простых чисел и лабиринтов. Категорически рекомендую.

www.zangavar.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s