Мнение: Омон Ра

omon_ra_white

Говорили, что проза Пелевина не экранизируема – а вот ведь вышел очень даже хороший, «в теме», фильм «Generation  П». Так что почему бы не попробовать представить себе произведения Виктора Олеговича в ещё каком-нибудь формате «визуального искусства», например, в виде комикса? Что, собственно, и случилось – под крылом издательства «Комильфо» (которое может не только Дэдпула штамповать) Кирилл Кутузов («Фронтир»), выступивший в роли сценариста, и художник Аскольд Акишин («Пионерская правда. Horror») создали адаптацию ранней пелевинской повести «Омон Ра», принёсшей в свое время автору известность и литературные премии. Это хороший выбор для комикса – повесть короткая, но содержащая в себе все составляющие элементы прозы Пелевина, будь то игры с советскими архетипами, внутренняя мифология, псевдо юмор из серии «физики шутят», фантастика, жизненный абсурд и постоянные попытки понять, что такое на самом деле реальность.

ом2

По сути, это исследование героического мифа, на котором в СССР мировоззрение всех без исключения граждан. Да и что может быть более мотивирующим в стране, победившей в ужасной войне и запустившей в космос первого космонавта? Но не всё так однозначно. Омон – так зовут главного героя, и здесь прослеживается явный анахронизм, намекающий, что временное пространство повести имеет некоторые различия с нашей реальностью, ведь к моменту рождения парня на свет никаких «Отрядов Милиции Особого Назначения» в структуре правоохранительных органов ещё не было, — вырос вместе с отцом, классическим советским неудачником, пьющим, бьющим, недалёким. Из тех, кто по мнению либералов до сих пор формируют наше общество, превращая его в вечный «совок». Но советская власть, разумеется, давала молодому поколению не только повод вырваться из этого «совка», но и возможности это сделать, по крайней мере, на уровне пропагандистских обещаний. Целое поколение грезило победным покорением космоса, страна и партия эти грёзы о «прекрасном далёко», которое только некоторые самые смелые втихаря принимали за допустимую форму «побега отсюда», всячески поддерживала шквальным огнём символов – ракеты были везде, от ВДНХ до детских площадок, скульптуры первопроходцев взвивались в небо, красочные мозаики с портретами Гагарина были чуть ли не в каждой школьной столовой наравне с портретами Ленина.

ом3

И Омон, конечно же, стремился стать одним из этих космонавтов. Но лётное училище имени Маресьева быстро расставляет всё по своим местам, наглядно показывая, что есть светлые мечты, а что есть незамутнённое настоящее. Дальше начинается типичный пелевинский сюр, в котором ну очень здорово (совсем не под стать более поздним романам) вплетены другие эпохальные мифы вроде «теории заговоров» о том, что американцы не летали на Луну, и советские анекдоты, рассказываемые шепотом на кухне. Причём Виктор Олегович всегда шутит абсолютно серьезно, даже если в голове при прочтении у вас и будет крутиться непотопляемая классика вроде «партия решила – ночью полетите!», никаких усмешек или хаханек текст – точнее, гипертекст, включающий в себя выдержки из древних папирусов, типичные речи кремлевских «старцев», вырванные из потока галлюцинаций прозрения и прочее, — себе не позволит, сохраняя каменную, героическую мину.

ом4

Противоречие мифа и реальности показано замечательно – в нужном месте героя накроют волною патриотического пафоса, а потом обматерят извечные пьяные мужики в ушанках. И ничего не скажешь, эти несочетаемые на первый взгляд половинки мифа абсолютно реальны и без одного не может быть другого. Образно говоря, всегда есть то, ради чего стоит умереть, и есть то, от чего хочется сдохнуть, и эта двойственность, как мне показалось, самым органичным образом передана в рисунке Акишина, создавшего чёрно-белое пространство из плакатного соцарта, иллюстраций к советским романах о пионерах-героях, великих символов уже ушедшей империи и, как ни парадоксально, из обложек альбомов «Pink Floyd», Которые тоже являлись частью бытовавшего в СССР мифа, но уже чужого, «враждебного», вызывающего жгучий интерес своей непохожестью. В общем, если кто и мог перевести Пелевина под руку с одной стороны дороги – со стороны «большой литературы», на другую сторону – на территорию «графического романа», то это определённо Аскольд. Перед Кириллом Кутузовым стояла одна серьезная проблема —  нужно было перенести оригинальный текст от первого лица в кадры, при этом помня о том, что проза Пелевина всегда лаконична, но очень насыщена, любые сокращения её тут же и убьют; здесь как раз срабатывает пресловутое правило «из песни слов не выкинешь». Текста здесь много и он очень классно вписан в рисунок, не искажая его пропорции, а дополняя.

ом5

Я держу в руках экземпляр «Омон Ра» с номером «152». Всего для Московского КомикКона было напечатано 300 штук так называемого пресейла, в белой обложке. Основной тираж поступит в продажу позднее. Если, конечно, в нём есть смысл. 300 штук продавались все дни мероприятия и в лучшем случае на стенде «Комильфо» ничего не осталось к вечеру воскресенья, хотя вряд ли. Часть экземпляров была на столе у Аскольда Акишина, который сидел на Аллее Авторов и явно не был атакован толпами поклонников. Молодым посетителям мероприятия, коих было подавляющее большинство, вряд ли его имя хорошо знакомо. И вряд ли «месседж» Пелевина, символичный и оборванный финал «Омон Ра» будет так уж сильно интересен тем, кто читает супергероику и смотрит модные сериалы. Как авторский комикс, как мастерски изложенная в новом формате история «Омон Ра», безусловно, хорош и я искренне надеюсь, что вышеперечисленные опасения будут напрасными, и данная книга станет настоящим событием и в мире «нарисованных картинок», и в литературной жизни России. В комиксе 144 страницы, обложка очень приятная на ощупь (сейчас на подобные «тактильные радости» пошли многие издательства комиксов), матовая. Время читать классику, как говорится.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s