Мнение: Нелюди

не1

Нелюди появились во вселенной Marvel в 1965-м году благодаря Стэну Ли и Джеку Кирби, которым, видимо, было мало генетических мутантов Людей Икс и они придумали новую расу, полученную давным-давно в ходе экспериментов инопланетной империи Крии на нашей планете. С тех пор в жизни этих персонажей происходило разное – был недавний проходной сериал, но случались и хорошие комиксы, о которых пойдёт речь дальше. Как и Иксы, нелюди стараются не попадаться на глаза обычным людям, поэтому на протяжении веков они жили совершенно обособлено, создав утопическое на первый взгляд общество, в котором каждый по-настоящему индивидуален. Потому что из терригенного тумана, после ожидающего каждого нелюдя ритуала он может выйти кем угодно, обладателем непредсказуемых изменений и возможностей. Фактически, каждый из этой расы является самостоятельным биологическим видом, существующим в одном экземпляре. Живут обособленно, никого к себе не пускают, следуют своим правилам и традициям, выглядят не так как все… как вы понимаете, в истории человечества были периоды, когда этих факторов хватало, чтобы записать кого-то в «опасные чужаки» и устроить массовый геноцид. Вероятно, исторические параллели витали в голове Ли, когда он создавал сюжеты с этими персонажами, правда в те годы у Стэна всё же чаще выходила добротная подростковая развлекаловка. Так вот, «Нелюди» Пола Дженкинса и Джея Ди, издававшиеся в самом начале нулевых в рамках «Marvel Knights», совсем не такие. Это серьезная история, затрагивающая сложные взрослые темы и касающаяся самых разных политических и этических проблем, предлагающая читателям поразмышлять на темы ответственности, выбора, взросления. Комикс мрачноват, это заложено в его визуале и его содержании, но, прочитав до того момента, когда авторы очень точно начинают показывать причины территориальных конфликтов, подковёрные политические игры людей и суть жестоких военных игр, вы поймете, что так и надо, чёрный цвет этой истории о ярких «индивидуальностях» очень к лицу.

не2

Внимательному читателю основной посыл серии раскроется уже в первых двух главах. На фоне вводной информации для тех, кто не в курсе событий (из нее можно узнать, что Аттилан, город Нелюдей, в начале истории находится на территории Атлантиды, что он скрыт от любопытных несколькими непроницаемыми барьерами и что земная атмосфера на его жителей влияет крайне пагубно) «закадровый голос», которого здесь предостаточно, рассказывает нам о Чёрном Громе, короле нелюдей. Он появлялся во многих кроссоверах (вроде «Дня М») и всегда отыгрывал там роль статиста, «мужика в чёрном», который не произносит не слова. Потому, что даже самого тихого его шёпота будет достаточно, чтобы вызвать масштабные разрушения и уничтожить множество живых существ. Но на это как-то раньше лично я не обращал внимания, пока за тему не взялись Дженкинс и Ли и не показали, как многого это молчание требует от героя. Он никогда не сможет издать ни звука, он вынужден проводить время в медитации, чтобы не обронить слова во сне, он не имеет возможности сказать «Я тебя люблю» своей жене Медузе. Короче, когда сталкиваешься с последствиями этого «дара», чувствуешь себя неуютно, понимая, какая выдержка и самоотдача должна за всем этим стоять. И именно эти качества сыграют роль в дальнейшем. Вторая глава знакомит читателей с молодым поколением нелюдей, которые только должны пройти через испытание терригеном. Обычные подростки, которых не отличишь от людей, скоро станут причудливыми порождениями генетики, и предсказать результат тут невозможно. От осознания этого нервничаешь ещё больше. К тому же быстро выясняется, что общество Аттилана не такое уж и утопичное. Здесь есть «низшее» сословие, альфа-примитивы, по сути рабы, ставшие такими не «благодаря» кастовой системе или экономическим причинам – их создали для тяжелой и не требующей большого ума работы. Хуже того, альфа-примитивом может стать житель Аттилана, которому не повезёт во время испытания туманом. И пусть эти существа недалеки, социальное неравенство – отличный повод сыграть на нём тому, кто жаждет власти. Максимус, сумасшедший брат Грома, рассуждает категориями строителей коммунизма и прочих идеологий – сначала разрушим до основания, а там посмотрим. В планы Максимуса входят наёмники, «троянский конь», русский военный Стальенко, доказывающий, что зарубежные сценаристы в те годы уже поняли, что мы не обращаемся друг к другу обязательным словом «tovarisch», но Google, очевидно, был ещё не у всех, поэтому с именами и фамилиями всё-таки царила неразбериха, и даже Чёрная Вдова, играющая здесь нехарактерно-неоднозначную роль. Всё это приводит к напряжённому конфликту на десяток выпусков, во время которого людские политики и нелюди силятся понять друг друга, военные отдают приказы и убивают, все жители Аттилана оказываются под угрозой уничтожения, а Чёрный Гром…молчит и ничего не предпринимает. Почему? Ответ вас может удивить.

не3

Комикс, честно говоря, может показаться затянутым, герои здесь много говорят и иногда одно и тоже. Вроде как это должно показывать степень их напряжения и отчаяния. Экшен-часть истории должна быть агрессивной и быстрой, но Джей Ли не рисует здесь батальных сцен, как ни парадоксально, для него и для сценариста в каждом кадре на первом месте всегда оказываются люди. И нелюди. И если захватчики вышли довольно шаблонными, то титульные персонажи проработаны очень хорошо. Аттилан управляется королевской семьей, братьями и сёстрами, у каждого из этих героев есть свой характер, индивидуальные черты, мотивы, манеры поведения, которые влияют на сюжет и на выбор главного из них, Чёрного Грома. Любителям «милоты» (куда без неё даже в столь серьезном комиксе?) будет интересно наблюдать за огромной собакой с камертоном на голове, Локджо, с которой связаны любопытный и даже трогательный момент. Её любимая игрушка – фигурка Существа из «Фантастической четвёрки», и это напоминание о том, что нелюди впервые появились как раз в этой выдающейся серии. И прошли с тех пор огромный путь, важнейший этап которого представлен в этом томе.

не4

Перелистывая страницы «Нелюдей», часто вспоминаешь о комикс-адаптации «Тёмной башни» Стивена Кинга, которую тоже рисовал Ли, добиваясь выразительности и напряжения с помощью обилия теней и чёрного цвета. Да, «Башня» в оригинале стала выходить позднее, но в нашей комикс-индустрии ситуация обратная, поэтому я сравниваю всё же «Нелюдей» с той серией, а не наоборот. Иногда при взгляде на позы (в основном женских) персонажей и на их внешность, вспоминаешь о стилистике Грега Лэнда. Сам комикс мне очень понравился, но на всякий случай повторюсь – любителям задорных приключений для юношества здесь ловить особо нечего. Омнибус от «Книжного Клуба «Фантастика»» включает в себя все двенадцать выпусков серии; один из них можно принять за «филлер», т.к. в нём рассказывается история дружбы двух второстепенных персонажей, чья жизнь связана с водой, но на самом деле здесь также есть моменты, влияющие на общий сюжет и отражающие заложенные в него авторские идеи. На Земле всё время где-то полыхает по причине того, что кто-то считает кого-то «не таким, как все», и после «Нелюдей» это печальное обстоятельство, как и то, что кто-то может считать себя «особенным, не то, что эти» не выходит долгое время из головы.

Комикс получил превосходное издание: твёрдый переплет, плотная бумага, очень качественная печать. Страниц здесь 304, среди них – предисловие Алекса Росса, небольшое интервью с создателями, рассуждения Пола Дженкинса о его героях, эскизы страниц, позволяющие увидеть некоторые этапы работы художника и полный сценарий первого выпуска (без малого 11 страниц!). Тираж не указан. Крайне рекомендую к прочтению.

www.ffan.ru

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s