Мнение: Американские боги. Тени

амер1

Что нужно для того, чтобы комикс-адаптации твоих книг не выглядели лишь сиюминутным поводом поднять бабла с фанатов, а воспринимались как самостоятельные и вызывающие интерес произведения, не уступающие ни в чём оригиналу? Нужно найти человека, пребывающего с тобой на одной волне. И Нилу Гейману в этом плане несказанно повезло – он встретил П. Крэйга Раселла, сотрудничество с которым было весьма продуктивным и взаимовыгодным. Вы могли прочитать на русском двухтомник «Истории с кладбищем» и графическую повесть «Коралину», это были хорошие подростковые комиксы со своей атмосферой и качественным рисунком. Затем пришло время Раселлу взяться за более взрослую, очень большую и сложную в сценарном плане работу Нила – за роман «Американские боги», ставший четвертым в писательской карьере Геймана, успевшего к тому времени уже продемонстрировать все свои таланты рассказчика в комикс-индустрии.

амер6

Я, признаться, с некоторой опаской относился к этому комиксу. Даже прочитал первую главу в «цифре» и мне показалось, что она больше следует духу сериала, нежели романа. Сериал, на мой взгляд, должен был в оригинале называться «American Gods in slow-mo», при всём великолепии картинки он был очень затянутым, под финал первого сезона всё дальше уходя (точнее, если судить по темпу повествования, уползая) от первоисточника. К счастью, бумажная версия, выпущенная «АСТ Mainstream», все расставила по своим местам. Это именно адаптация романа, но не просто банальный пересказ; это, как и принято у Раселла, попытка сделать самостоятельное произведение, которое будет интересно читать даже зная, о чём там речь и чем всё в итоге закончится. Для работы с «Американскими богами» Крэйг, отведя себе роль сценариста и раскадровщика, пригласил команду отличных художников – «основной сюжет» рисует Скотт Хэмптон (не звезда первой величины, но с мирами Геймана пусть вскользь, но имел дело в серии «Люцифер»), за интерлюдии, носящие в романе общее название «Прибытие в Америку», отвечают Уолтер Саймонсон («Рагнарёк: Последний выживший бог»), Лора Мартин, Коллин Доран, немного сам Раселл в компании Ловерн Киндзерски, а также Гленн Фабри и Адам Браун, шикарные арты которых также украшают титульные листы каждого из девяти вошедших в первый том выпусков. Ну а над обложками здесь колдует Дэвид Мэк (тот самый, который работал с Бэндисом над «Сорвиголовой») и каждая из них благодаря ему превратилась в произведение искусства. Честное слово, оставь здесь только рисунку Мэка, Фабри и Браун, и всё равно книгу можно было продавать как крутой артбук.

амер3

Коротко о сюжете: главного героя зовут Тень Мун и он выходит из тюрьмы. Накануне погибла его жена Лора, он потерян, раздавлен и спешит в похороны, в самолёте знакомясь со странным типом, называющим себя мистером Средой, всё знающим о его невзгодах и предлагающим работу телохранителем, водителем и личным помощником.  Этот мистер – не простой авантюрист, он самый настоящий бог. Правда, древний. Когда-то на американскую землю его вместе с сотнями и тысячами других богов «перевезли» переселенцы и путешественники с разных уголков Земли. Но вера, как известно, вещь проходящая, и о том, кому раньше охотно приносили человеческие жертвы, умоляя о помощи и милости, теперь мало кто помнит. У людей появились новые боги – телевидение, технологии, интернет, фастфуд и другие порождения прогресса и общества потребления, превратившего каждый гаджет в алтарь. Среда хочет бросить вызов наглым новичкам и собирает «старую гвардию», отправляясь в большое путешествие по Америке. Собственно, именно это путешествие и есть главная сюжетная составляющая романа. Герои, вместе, порознь, в компании мёртвой жены и живых случайных попутчиков, отбиваясь от людей в чёрном и выслуживая соблазняющие речи новых богов странствуют по огромной стране, показывая которую, Гейман (сам, в общем-то, британец по происхождению) вырывает читателей из бетонного комфорта мегаполисов и отправляет их по пыльным хайвеям в маленькие городишки, в резервации, в прочие места, которые когда-то были святыми для многих людей и ещё хранят свои тайны для избранных или же просто готовы приютить полузабытых божеств со всего света. Интересен взгляд на этих божеств – так, египетские боги смерти работают в частной похоронной конторе, богиня Баст предпочитает проводить время в привычном образе кошки, некогда грозный Чернобог живёт со своими родственницами на пенсию, которую ему платит скотобойня, а чем занимается Билкис, даже сложно описать, но это стоит увидеть, если вам больше 18-ти лет. Да, тут ещё джинны подрабатывают таксистами и добавляют комиксу спорных моментов, над которыми так и витает статья «6.21 КоАП РФ».

амер5

Получилась занятная история о противостоянии старого и нового, о смене поколений и об образе жизни, который мы все ведём. О самой религии и вере, как ни странно, говорится мало, и это хорошо, герои «Богов» получились очень человечными и порой совсем лишенными статуса высших существ. Их диалоги больше напоминают посиделки стариков, но, как ни странно, именно это придаёт им шарма. Рассуждения персонажей и некоторые моменты, касающиеся таких тем, как жизнь и смерть, заставляют задуматься и, может быть, слегка изменить свою точку зрения на то, что по-любому случилось и гарантированного случится с каждым из нас. Сюжет линеен, в меру нетороплив, но без провисаний, все лаконично и по делу. Сцены, которые в сериале могли растянуть на целую серию, здесь занимают один разворот, и это просто замечательный темп. Раселл всегда подчеркивает, что внешность героев в его адаптациях создаётся на основе её описания в первоисточнике, и так оно и есть, но в некоторых кадрах мистер Среда очень похож на актёра Рипа Торна, а один из сокамерников Тени неуловимо напоминает героя Брайана Крэнстона из «Breaking Bad». Сны главного героя, в которых он видит богов и общается с ним, завораживают и заставляют вспомнить о «Песочном человеке» Геймана, который, похоже, и сам на тот момент находился в тени этого культового комикса, перерабатывая некоторые его идеи в свою новую прозу. Художники выложились здесь на 100%. Может быть, при чтении первых глав это и не столь очевидно, но потом вы поймёте, что многие образы, локации, видения и геометрия кадров здесь просто великолепны.

амер7

В русское издание вошло девять оригинальных глав. По ощущениям, это примерно треть романа или чуть больше. Сейчас в «Dark Horse» выходит продолжение, но когда оно доберётся до России, пока не ясно. В сборнике очень много дополнительных материалов: черновые варианты страниц, зарисовки персонажей, наброски, обложки от Скотти Янга, Бекки Клунан, Фабио Муна, Билла Сенкевича и других художников, имеющих свой взгляд на вселенную «Американских богов». Хотелось бы примечаний, но увы. В наличии пара-тройка «нелитературных» слов, но без них вполне можно было обойтись. Комикс напечатан на хорошей глянцевой бумаге (всего здесь 264 страницы), твёрдая обложка с артом от Мэка обёрнута супером с выборочной лакировкой, и в целом само это слово – супер — в полной мере описывает русское издание комикса, который мне очень понравился. «Американские боги» — это роман, к которому рано или поздно хочется вернуться, и Раселл сотоварищи представили отличный повод для этого.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s