Мнение: Капитан Британия. Искажённый мир (Официальная коллекция комиксов Marvel от Hachette #123)

брит1

Не «Хранителями» одними. Когда-то молодой и полный идей Алан Мур работал на британское подразделение «Marvel» и рулил серией про персонажа, которого в то время можно назвать даже не «местным», а «местячковым», настолько истории о нём были нагромождением комикс-штампов, а его образ казался вторичным не только из-за звания Капитана. В качестве доказательств – сборник «Классика Marvel 70-e», где представлена одна из показательных историй про палку в виде оружия, скроенный из Union Jack’a костюм и противников в рыцарских доспехах. Но всё изменилось, когда за дело взялись Мур и художник Алан Дэвис: основываясь на оставленном им сценаристом Дэвидом Торпом фундаменте, пара соавторов (как они именуют себя в начале каждой главы) устроили переворот идей и взрыв мозга, привнеся в восьмистраничные выпуски, выходившие в рамках антологий типа «Marvel Superheroes», «The Daredevils» и «The Mighty World of Marvel» черты большой, безумной и необузданной фантастики, подстегнутой психоделической революцией и бунтарским взглядом на текущее положение дел в обществе.

brit2

Если есть такие читатели, которые читают только марвеловские комиксы от Hachette и фанатеют от наивного ретро Стэна Ли и Джека Кирби, считая «нарисованные картинки» про супергероев прикольным отдыхом для мозгов, то этим людям может показаться, что в 123-м выпуске коллекции под стандартной обложкой разместили большой издательский fuck off чисто для того, чтобы поиздеваться над их светлыми идеалами. Потому что это самая нестандартная часть партворка, ставшая предвестником британской экспансии в мир американских комиксов. Из-за того, что Мур пришел на серию не в самом начале и был вынужден продолжать историю, описание предыдущих событий нам показывают очень бегло, и в процессе чтения двух первых глав хочется закрыть книгу и побегать по комнате с криком «Подождите! Подождите! Дайте разобраться!». Где-то в альтернативном мире люди уничтожают супергероев с помощью кибиота по прозвищу Ярость, играющего роль неугомонного терминатора на протяжении всего сборника, а между тем в результате Рывка всё мироздание начинает рушиться и Капитан Британия вместе с Сатурнией и лучшим другом Болтуном (типичный фэнтезийный спутник главного героя, реально много болтающий эльф) оказываются во власти жёстких глюков, созданным Джимом Джасперсом, потомком сразу всех психов и фриков из «Алисы в стране чудес», умеющим искажать реальность, которую в кошмарах в другом уголке мультивселенной видит та, кто носит здесь прозвище Капитан Великобритания. К счастью, главный герой оказывается в итоге мёртвым. Почему же «к счастью»?  Потому что это даёт возможность перезапустить историю с нуля, выстраивая из кирпичиков с фрагментами старых приключений уже более понятную и масштабную конструкцию, также включающую в себя альтернативные миры, супергероев, отряды работающих по найму телепатов, межгалактические империи, обладающие возможностью по щелчку пальца уничтожать целые Вселенные (куда там Таносу с его «половинчатым» планом).

brit3

Итак, Брайана Брэддока, Капитана Британию, вновь создаёт тот, кто когда уже превращал обычного учёного в супергероя – Мерлин. Но это не классический Мерлин-волшебник, седой и с посохом. Здесь это хранитель Вселенной, всемогущее существо, которое буквально играет судьбами людей в бесконечной партии космических шахмат. Именно Мерлин возвращает главного героя домой, где тот вынужден погружаться в воспоминания о своём прошлом, обустраиваться на старом месте, помогать сестре и приходить на помощь телепатам, на которых объявлена настоящая охота, совсем как на мутантов из вселенной «Людей Икс». Также Кэпу предстоит смотаться на другой конец космоса, чтобы спасти от несправедливого суда ту, кого он совсем не прочь был бы самолично закопать. В общем, проблем много и они крайне нестандартны, как и нестандартен и сам герой. В отличии от своих заокеанских и более раскрученных коллег, Брэддок-Британия попадает по удар гораздо чаще, и в совсем уж не супергеройских объемах он реально охреневает от происходящего, там что его мегаудивлённое лицо читатели будут видеть с регулярностью. Что, в общем-то, идет комиксу на пользу – мы с самого начала знаем, что героя легко можно убить и видим его отчаянные и вполне человеческие попытки всё исправить, испытывая вполне человеческое понимание и сочувствие. Ведь исправлять приходится много чего: пусть это и ранний Алан Мур, все типовые темы и приёмы его творчества вы легко найдёте здесь. Загибаем пальцы:

— тема победившей диктатуры (как в «V-значит Vендетта»), принявшей форму фашистского режима, уничтожающего с молчаливого согласия обычных граждан «не таких, как все»;

— тема сложных отношений супергероев и социума (как в «Хранителях»), видящего в них угрозу и пытающегося контролировать существ, которые способны примерить на себя роли вершителей закона, не заботясь о последствиях и не думая о том, всё ли в порядке у них самих с головой;

— издевательство над «героическим архетипом» (как в «Лиге Выдающихся Джентльменов»);

— графомания, позволяющая заполнять «пузыри» псевдофилофией, выросшей из магии и НФ, плюс интерлюдии и репризы, с одинаковой лёгкостью объясняющие и запутывающие ещё больше;

— альтернативные версии главного героя;

— рассуждения о том, насколько реальна реальность и как легко она расшатывается и меняется под воздействием внешних и внутренних сил. Если вы до сих пор спорите, упал ли волчок в финале «Inception» или нет, можете нарваться здесь на настоящую бомбу с начинкой из жёсткой паранойи;

— атрибутика и камео: сложно не заметить и смеющийся смайлик, и кое-кого из персонажей других Муровских комиксов, типа Мираклмена.

brit5

Кстати, о последнем – угадайте-ка, как его называют в истории создания комикса? Чудо-Человек! А в мини-биографии Алана Мура, буквально на следующей странице – Волшебный Человек! Потому что опыт, кропотливое изучение вопроса плюс редактура. Между тем с Мираклменом здесь гораздо больше взаимосвязей, чем неудачный перевод и мелькание на одной странице. Алан Дэвис рисовал обе серии и поэтому в визуальном плане они очень похожи, что является однозначным плюсом, потому что рисует Алан интересно, странно и завораживающе, у него хорошо получаются и земные, по-лондонски сырые лондонские пейзажи, и феерические инопланетные существа. И реальность у этого художника всё время как бы плывёт, искажается, вызывая несколько нервозное ощущение того, что всё зыбко и в конце концов действительно может оказаться всего лишь болезненным сновидением.

brit4

Комикс чисто Муровский, поэтому побегать по комнате с криками «Подождите! Подождите!» придётся не только вначале, но и в конце. Набегавшись, вы, с большой вероятностью, скажете «Вот же круто!». Или просто хмыкнете и пожмёте плечами. Всё зависит от того, на одной ли волне вы находитесь с английским эксцентричным автором или нет. В рамках Hachette-коллекции это точно самая мозговыносящая вещь. Помимо упомянутых текстовых приложений, здесь вы найдете галерею обложек сборников «The Daredevils», на каждой из которых так или иначе присутствует Капитан Британия, есть и наброски персонажей Алана Дэвиса. В книге 200 страниц, тираж 3150 штук. Список вошедших номеров: Marvel Superheroes, #387-388, The Daredevils, #1-11, The Mighty World Of Marvel, Volume 2, #7-13.

Реклама

Мнение: Капитан Британия. Искажённый мир (Официальная коллекция комиксов Marvel от Hachette #123): 2 комментария

  1. В сборник включены только истории с участием Кэпа, или есть бэк-ап истории с участием Special Executive?

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s