Мнение: Тюремная яма

т1.jpg

Внимание! Данный текст и изображения предназначены для лиц старше 18-ти лет. Если вы моложе этого возраста, пожалуйста, не нажимайте Читать далее

Многие из нас в душе немножко Джонни Райаны. В том смысле, что бывали такие моменты в жизни, когда под сильным впечатлением от еще очень редких зарубежных комиксов, утренних эфиров американских мультсериалов про роботов и всяких там мышей-рокеров с Марса, недавно пережитого ужаса и угарного смеха от просмотра на затёртых VHS дешевых слэшеров с лужами томатного сока и километрами размотанных кишок, под сопровождение полезших изо всех утюгов страны песен про оживших мертвецов и прочую потустороннюю муть мы немного забивали на уроки и под мерный бубнёж учителя старательно рисовали на задней странице тетрадки что-то несусветно-графоманское. Да, это было ещё в девяностых, поэтому ничего доброго и светлого в этих историях не было, а были там корявые роботы, мужики в плащах, клыкастые многоголовые монстры, огромные топоры и мечи (как на обложках metal-альбомов) и прочие атрибуты взросления и скрытой пубертатной агрессии. Одноклассники подходили на переменах, заглядывали через плечо, крутили пальцем у виска, но потом всё равно говорили «дай позырить». Блин, если так подумать, то это Джонни Райан в душе немножко мы, подростки из «лихого десятилетия», т.к. свою «Тюремную яму» этот американский художник-провокатор начал всё же чуть позже. Хотя надо понимать разницу между «накалякал на уроке» и «рисовал девять лет», именно столько времени ушло на создание «ямы». Ладно, вообще нет повода меряться карандашами… кстати, о карандашах – солидную часть книги, в которую вошло все шесть томов (в том числе и последний, законченный в прошлом году) «Prison Pit», главный «герой» щеголяет гениталиями в форме заточенного карандаша, убивая с его помощью толпы киборгов и чудовищ. И это не самая дикая дичь, которую можно увидеть в этом комиксе.

т3

Ваше отношение к «Тюремной яме» зависит только от вас, ваших вкусов и потребностей, и никакими советами критиков это не переменить. Не слушайте никого – просто либо ваша душевная организация позволяет вам сполна угореть над всем, что здесь происходит, либо вы прочистите хорошенько желудок и будете пить успокоительное. В первом случае вам понадобится для создания нужной атмосферу пару гигов отборного грайндкора и горграйнда, чтобы от души, про расчленёнку, резню бензопилой, поедание трупов, изнасилование инопланетян и прочие забавы. Готовы? Ок. Главного «героя» зовут Факфейс. Каннибал Факфейс. И этому имени он соответствует на сто процентов. Его лицо всё время в крови (без этого он чувствует себя неуютно), он щеголяет в наколенниках, в трусах, и его фиг убьёшь. И это самый важный навык на планете, куда Факфейса сбрасывают, ведь это планета-тюрьма, здоровенная пустыня, где полно отморозков самого неописуемого вида. Кстати, слово «Факфейс» издатели не перевели (а кто бы это тогда был? Лицеёб?), потому что оно как бы брендовое и культовое в некоторых кругах, и его и так все знают. Зато отлично перевели кликухи других персонажей: здесь есть и Неперевариваемая мошонка (ещё как перевариваемая. Дочитали до этого места и вас не вырвало? Лады, двигаем дальше), и Котодрочулятор, и другие, совсем уж непечатные погоняла.

т4

История начинается с того, что Факфейса сбрасывают на планету. И дальше, собственно, история заканчивается, потому что описать происходящее обычными словами и образами ну очень трудно, это как раз тот случай, когда формат комикса, совмещающий рисунок и текст, представляется идеальным и единственно верным. Герой становится обладателем оторванной лапы с топором, нарывается на местных «паханов» несусветного вида, в тяжелом бою лишается руки и отправляется на поиски существа, склизкая мерзость которого компенсируется тем, что оно выделяет наркотик, после которого обычный маньяк чувствует себя мегаманьяком. Всё происходящее дальше представляется как череда бесконечных схваток с самыми неописуемыми монстрами, и дерьмо и гуро доминируют над подобием магистрального сюжета, в который как-то вписано устройство Калигулон, некое верховное чёрное божество и сверхзадача героя, которую читатель ошибочно видит в непрестанных попытках свалить с Тюремной ямы, но которая оказывается воплощением идеи тотального уничтожения всего и вся. Потому что Факфейс и все остальные мыслят совсем другими категориями.

т5

В изображении чудовищ и боев Райан шизофренически-изобретателен. Стоит учесть, что его персонажи зачастую неубиваемые, и в этом «Тюремная яма» больше всего напоминает рестлерские бои – бьёшь-бьёшь, ломаешь, выкручиваешь, а противник всё не помирает. Приходится разрывать его на части, выматывая внутренности и пожирая их. Что гарантии тоже не даёт, ведь кишки могут превратиться в смертельную ловушку. Только что отложенная куча дерьма может породить еще более страшных монстров, а сперма либо сожжёт плоть дотла, либо окутает тело непроницаемой бронёй. Да, и Райан тот ещё шовинист: на семьсот с лишним страниц всего один (условно)женский персонаж, да и  служит он/она исключительно для использования с помощью карандаша, о котором говорилось выше. Какие марки Джонни наклеивал на почтовые конверты своего подсознания, рассылая их в самые бездонные глубины своих галлюцинаций? Не знаю, но что-то очень специфическое. Наверное, сначала он завёл себе слёрджа, а потом придумал всё остальное.

т6

Есть у Джонни одна фишка – некоторые части своего opus magnum он начинает с полного затемнения, которое затем, с помощью эффекта постепенного отдаления, превращается в занятный тест для читателей. Что вы здесь видите? Сфинктер или гениталии, струю дерьма? А, может, намёк на мистический свет в конце туннеля или что-то, связанное с перинатальным опытом? А вдруг тогда это не просто лютый трэш для тонких ценителей, а более серьезная вещь? В общем, что вы в этом «тесте» разглядите, то и станет итоговым вариантом того, что же такое «Тюремная яма». По мне, так это всё же лютый трэш со всеми атрибутами, начиная от насилия и кончая свастиками и забористым матом, на котором здесь не просто ругаются, а разговаривают. Всё переведено, кстати, без цензуры и с душой, можно даже пополнить словарный запас. Правда, иногда переводчик позволяет себе переводить больше по «смыслу», нежели по «содержанию» — например, оригинальная фраза «Give me a fucking break» звучит как «Да сколько, б***ь, можно»; в принципе, можно и так, но всё же. Но, раз уж я начал с воспоминаний о своём прошлом (кстати, о схожести рисунка Джонни с последней страницей тетрадки школьника сказали и люди, цитаты из рецензий которых вынесены на заднюю страницу обложки, так что приятно осознавать, что в этом деле я был не одинок и это явление носило массовый характер) и его гипотетической связи с работой Райана: помню, был такой наглухо замороченный писатель с невероятной уверенностью в своих талантах, звали его Юрий Петухов и в своих графоманских романах он придумывал что-то примерно похожее, только на серьезных щах, без мата и с большим вниманием к слабому полу, голые представительницы которого заполоняли книжные многочисленные иллюстрации. Я это к тому, что вдруг вам захочется добавки и взыграет чувство патриотизма. Ну а «Тюремная яма» — оооооооочень на любителя; мне крайне интересно было бы посмотреть на людей, которые ждали год за годом продолжения, ерзая на стуле и вздыхая «ну что же там будет дальше?». С другой стороны, если есть любители – почему бы не быть и подобным вещам. Да и в процессе чтения отношение к происходящему на страницах комикса может измениться. Если сначала приходилось «отключать» мозг и пищеварительную систему, чтобы не провоцировать рвотный рефлекс, но потом начинаешь ловить себя на мысли «а что, прикольненько». Финал, кстати, однозначно хорош.

т2

При всей андеграундности, «Тюремная яма» получила в России благодаря «КомФедерации» дорогое и солидное издание: твёрдая обложка, плотная, белоснежная бумага, красная ленточка-закладка. Не захочешь, а возьмёшь в руки, увидев на полке комикс-шопа. Деньги на печать собирались в том числе и на Boomstarter, поэтому в конце есть список «спонсоров», поучаствовавших в этом благом деле. Сам комикс чёрно-белый, и иногда ему отчаянно не хватает красной краски.  Книга тяжеленная, в ней 752 страницы, общий тираж издания, учитывая энное количество с эксклюзивной обложкой, составил 3100 экземпляров.

www.comfed.ru

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s