Мнение: Черновик. Четвёртая дверь

че1

Каждая Вселенная имеет свойство расширятся. И та, в которой мы все живём, и те, которые существуют по воле писателей, режиссеров, художников и даже музыкантов, фантазии которых хватает для того, чтобы создать новый мир, очередного визита в который с нетерпением будут ждать поклонники. Так, основные романы/фильмы обрастают спин-оффами, «вбоквелами», «приквелами», «сиквелами», «альтернативными историями», рассказывающими о разных уголках этих расширяющихся вселенных и об обитающих там героях. И относиться к этой сопутствующей продукции, когда она попадает вам в руки, можно по-разному: с чисто фанатской точки зрения, дотошно проверяя каждую строку или кадр на предмет соответствия «канону»,  или же с позиции случайного, но заинтересованного читателя, который пытается понять, а сможет ли эта история быть интересной сама по себе, удовлетворит ли она человека, ничего не знающего про события и правила «первоисточника», или же у неё чисто прикладное назначение, что называется, только для своих?

че2.jpg

Комикс «Черновик: Четвёртая дверь» имеет прямое отношение к роману Сергея Лукьяненко «Черновик», по которому в этом году вышла экранизация. Стоит признать, что ни с романом, ни с фильмом я не знаком: последний прошёл мимо меня, а романы Сергея я перестал читать лет так пятнадцать назад. Не потому, что они плохие, просто всё время находилось что-то… поинтереснее, скажем так. Так что к комиксу я подошел как раз с позиции «случайного читателя». Комикс рассказывает о молодом человеке, которого зовут Кирилл Егоров (Кириллом зовут и главного героя романа «Черновик», наверное, не случайно). Летом 1913 года он оказывается в военном лагере под селом Тоцкое, будучи в звании корнета. И одной ночью вместе со своим лучшим другом Ефимом они злостно нарушают режим, после чего, взяв вину на себя, Кирилл оказывается на гауптвахте. А дальше начинается мистика: утром у всех людей в округе словно стираются все воспоминания о Егорове, никто не понимает, за что он сидит под замком и его выпускают на все четыре стороны. Потому, что и в царской России, и в любой другой стране незнакомцев без документов, оказавшихся в расположении воинских частей, обычно отпускают с богом домой. Это можно назвать «сценарным косяком»,  но данная ситуация в итоге приводит к тому, что Кирилл ночует в странной башне, а наутро узнает, что он официально вступил в должность таможенника, став функционалом, Дело в том, что двери, расположенные в башне, ведут в альтернативные реальности: одна открывает путь в Вероз, спокойный мир, похожий на царскую Россию, другая – на Землю-16, преисподнюю, третья – в мир Земли-12, населенный гигантскими пауками. А четвёртую Кирилл очень хочет, но пока не может открыть.

че4

Вся эта информация подана на одной странице комикса, но неплохо отсекает все вопросы «случайного читателя» на тему «что происходит?». Вот миры, вот законы, по которым они живут, вот полная экспозиция и описание обязанностей главного героя, всё понятно и никаких проблем у меня не вызвало, так что дальше (а это была только седьмая страница)  читать стало гораздо интереснее. Да, из этой концепции «многодверья» лезут отсылки к разным фантастическим произведениям: тут и прямая дорога в «Мир пауков» Колина Уилсона, и чуть более завуалированные заимствования из «Тёмной башни» Стивена Кинга. Но главным в «Чётвертой двери» оказывается не это, а отношения героев, Кирилла и Ефима. Лихорадка революционных потрясений привела к тому, что Ефим, побыв солдатом в царской армии, к 1922-му году стал высокопоставленным чекистом, знающим о башне, о функционалах и постоянно обращающийся к своему товарищу с разными просьбами стратегического значения. Тут «Черновик» заходит на территорию огромной серии романов «Око Силы» Андрея Валентинова, где история создания первого большевистского государства не обошлась без оккультной, мистической помощи и фантастических допущений, давших жизнь не одной «теории заговоров». Кирилл иногда помогает другу, когда нужно пополнить запас зерна в голодную зиму 33-го года или же провести «допрос с пристрастием», но постепенно аппетиты советской власти становятся все неуёмнее, а правила, которым Кирилл следует неукоснительно, спустя десятилетия ставят под удар не только дружбу, но и само существование проходов между мирами. Стареющий Ефим хочет добиться большего и иногда его мотивация человека, на котором лежит ответственность за огромную страну, вполне понятна, а Егоров являет собой пример воспетого «Белым солнцем пустыни» образа русского таможенника, с которым невозможно договориться и который «не даёт добро». Оба они – патриоты, профессионалы, над которыми довлеет гнёт правил и команд, что в итоге и приводит к конфликту. И к открытию четвёртой двери.

че5

Подобные комиксы являются частью солидного бизнеса, обеспечивая мультимедийность, мультиформатность и более глубокое вовлечение человека в выдуманную реальность. И в этом бизнесе нет ничего плохого, особенно когда создатели этих «спин-оффов» подходят к своей задаче не спустя рукава, а с душой и с огоньком. «Четвёртая дверь» — как раз из этой категории. Есть привлекательный (и с коммерческой точки зрения в том числе) мир романа-первоисточника, который можно развивать во все стороны, пока не иссякнет фантазия и интерес публики, и Владимир Максимушкин (сценарист) и Булат Газизов (художник) этим и занимаются. «Четвёртая дверь» легко может стать не «дополнительным чтивом», а «основным» — после него заинтригованный читатель вполне может перекинуть сети своего интереса и на оригинальный роман, а там и до похода в кино недалеко. Так что поставленную задачу комикс выполняет.

че6

Для Газизова этот комикс стал бумажным дебютом, но Булат вроде справился с визуальной частью: рисунок аккуратный, детальный, я бы назвал эту манеру «Bubble-style» по аналогии с продукцией одного отечественного издательства; пропорции тел выдержаны в стилистике «они часто посещали спортзал», некоторые моменты действия отмечены супергеройскими позами. Художник постоянно экспериментирует с построением кадров, добиваясь выразительности и динамики в некоторых сценах. Мне также понравилась работа колориста Елизаветы Ивушкиной, мягкие закатные тона и общая приглушенная «серость фона» смотрится органично и подчеркивает «милитари-атмосферу» истории. Сам Сергей Лукьяненко тоже поучаствовал в создании комикса, он числится автором идеи. Ну а выпустило «Черновик» питерское издательство «Белый Единорог». Формат издания 180х280 мм, 32 страницы на скрепке, глянцевая обложка, плотная, приятная на ощупь бумага. Рекомендованная розничная цена указана на обложке и равна 150 рублям, ограничение 12+.

www.WhiteUnik.com

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s