Мнение: Анна с фермы «Зелёные крыши»

а0

Увидевший свет в 1908 году роман канадской писательницы Люси Монтгомери «Анна с фермы «Зелёные крыши»» (также существует вариант перевода как «Аня из «Зелёных мезанинов») быстро завоевал популярность среди читателей и сумел её сохранить, по сей день являясь одним из самых популярных англоязычных произведений детской литературы, по мотивам которого снимаются фильмы, мультфильмы, аниме, ставятся спектакли и, как в данном случае, создаются комиксы. Правда, с некоторой долей сожаления вынужден признать, что об этом романе я ничего не слышал ровно до того момента, как издательство «Манн, Иванов и Фербер» объявило о подготовке к изданию на русском языке его графической адаптации за авторством Марии Марсден и Бренны Тамлер. Но так даже лучше – можно посмотреть на работу сценариста и художника «Анны» не «замыленным» взглядом, избегая сравнений с оригиналом и другими многочисленными версиями, оценивая конечный результат непосредственно по его эмоциональному воздействию, а не потому, насколько он «похож/непохож».

а1

История начинается с того, что брат и сестра Мэтью и Марилла Катберты (оба одиноки и бездетны, и причины этого нам раскроют по ходу действия), приживающие на ферме «Зелёные крыши», расположенной в деревне Авонлее, что на острове принца Эдуарда, являющегося восточной провинцией Канады, решают усыновить сироту из приюта. Мальчика, потому что он него, закономерно, на ферме больше пользы. Но так получилось, что Мэтью привез из приюта девочку, рыжеволосую Энн Ширли, предпочитающую, чтобы её звали Анной, очень разговорчивую и непосредственную обладательницу крайне буйной фантазии, с помощью которой окружающий мир превращается в царство фей, оживших растений и цветов, каждому из которых просто необходимо дать имя и придумать увлекательную биографию, сказочных героев и персонажей романтических романов.

а2

Мэтью и Марилла, жившие до этого спокойной, размеренной, а оттого однозначно попадающей под определения «скучная» и «серая» жизнью, сначала к такому напору воображения и энергии явно были не готовы, к тому же девочка оказалась с характером: совсем не в духе благовоспитанности и покорности, которых требовали от юных барышень законы викторианской эпохи, Анна может настоять на своём, устроить сцену или же выразить непокорность, часто очень болезненно реагируя на обиды и несправедливость. Но очень скоро обитатели фермы понимают, что появление Анны стало для них настоящим благословением, а сама девочка обрела новый дом, друзей и сумела влюбить в себя не только всех соседей, но и… впрочем, минуем спойлеры.

а3

В романе, как и положено, есть не только размышления и нравоучения, здесь присутствуют настоящие (то есть, не выдуманные Энн, этих здесь тоже хватает) приключения, раскрывающие личность главной героини, её постепенное взросление, когда детская многословность уступает место пробуждающейся житейской мудрости. Вроде бы на первых страницах Анна нелепа и не может совладать с элементарными вещами – а потом вдруг морозной ночью спасает от смерти заболевшую сестру лучшей подруги. То не может пройтись без последствий по козырьку крыши, ведясь на «слабо» от подружек – а то очаровывает всех своей игрой в спектакле и показывает выдающиеся результаты в учебе, за что тоже стоит благодарить её непростой характер. Персонаж, стоит отметить, получился очень живым и ярким, а сама история вполне соответствует духу времени, когда почиталось хорошее воспитание и примерное поведение, а в моде были сентиментальные, но при этом очень жизненные и хорошо написанные произведения вроде «Маленьких женщин» Луизы Мэй Олкотт, романа, с которым «Анну с фермы «Зелёные крыши» вполне можно сравнить…нет, не сравнить, а смело поставить рядом на пьедестале почёта лучших юношеских произведений XIX-XX веков.

а4

И этот вывод вполне можно сделать, прочитав не сам первоисточник (однако, вы однозначно получите мощный стимул это сделать), а данную графическую адаптацию, выполненную со всей любовью к оригиналу. История изложена очень хорошо, драматургия тщательно выверена, а воссозданная атмосфера тихого провинциального быта затягивает. Рисунок вначале кажется странным – хочется даже спросить, что у Бренны Тамлер за необычные отношения с человеческими носами, что она рисует их так, эмм, специфично? Но очень быстро все вопросы растворяются в буйстве красок, оживляющих очаровательные пасторальные пейзажи. Вся эта яркость и буйство цветов — зелёного, жёлтого, лавандового, розового, небесно-голубого и других, — не просто завораживает, оно задаёт особое настроение, умиротворяя и добавляя чуточку добра и позитива. В общем, визуальная сторона комикса получилась оригинальной и интересной, в ней есть черты работ классиков-пейзажистов и некоторое влияние импрессионистов. Здесь показано место, где читатель чувствует себя как дома и сам не прочь пожить бы на этой ферме, бродя по округе – жаль, что это невозможно, и хорошо, что есть книги, которые отрицают слово «невозможно» и помогают включить воображение на полную.

а5

Это добрая и воодушевляющая история взросления, основанная на старом утверждении про то, что «дом там, где сердце», дающая понять, как важно в любой ситуации оставаться самим собой и что на самом деле возможно изменить мир с помощью фантазии. Наверное, книга всё же больше для «девочек» разных возрастов, но «мальчикам» (говорю как один из них) должно быть интересно, это не просто «девчоночьи заботы». На русском графический роман вышел в твёрдом переплёте и это интересный переплёт – он матовый на ощупь и очень приятный, но эта поверхность служит воплощением правила, гласящего, что книгу нужно брать в руки только чистыми руками; в противном случае на обложке легко остаются следы от пальцев. Есть тканевая закладка зелёного цвета, в конце представлены биографии создательниц. Тираж 4000 экземпляров.

www.mann-ivanov-ferber.ru

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s