Мнение: Эпифания. Девочка, которая боялась своей тени

э1.png

Когда взрослые говорят о ком-то что он/она «боится собственной тени», с большой вероятностью они считают этого человека отъявленным трусом и вряд ли в этой фразе сквозит хоть сколько-то уважения. Но это взрослые, уже вполне благополучно забывшие о своем детстве люди. Между тем педиатры и детские психологи подтвердят, что многие маленькие дети боятся собственной тени. Если подумать, есть за что: она всегда рядом, она крадётся сзади, она совершенно чёрная и совершенно непонятно, чего ей от ребенка надо. Вот и Эпифания, юная героиня графического романа французской писательницы Северин Готье и иллюстратора Клемана Лефевра столкнулась с этой напастью и живёт с ней уже восемь лет из своих восьми с половиной. Тень девочки – огромная, чёрная и страшная, выглядит как гротескный микс нефтяного пятна с глазами, дракона Беззубика из мультфильма «Как приручить дракона» и духов из японских мифов, воспетых Миядзаки в его «Унесённых призраками». В общем, «отличный» повод для ежесекундного страха у Эпифании всегда под рукой.

э2

Можно было бы пойти к врачу, попить таблетки или микстуры и избавиться от этой напасти навсегда, но проблема в том, что Эпифания живёт (одна? По-крайней мере, её родителей нам не показывают) в не совсем обычном мире, и, чтобы попасть на приём к знаменитому доктору Психео, оправдывающему своим эксцентричным поведением расхожее утверждение о том, что врачи этой специализации часто неотличимы от своих пациентов, ей нужно познакомиться с гидом, желающим ответить на все возможные вопросы, потерявшем свою серьезность и из-за этого вынужденным парить на веревочке совсем как воздушный шарик. Уже первый диалог с этим почтенным господином сразу же даёт понять, что источником вдохновения для создателей «Девочки, которая боялась своей тени» служили книжки про Алису, побывавшую и в Стране Чудес, и в Зазеркалье. Никто этого и не скрывает, так что перед нами разворачивается довольно абсурдная история, в которой главной героине предстоят интересные знакомства – например, с парикмахером, мастером на все руки, но испытывающим проблемы с дикцией, или с гадалкой, видящей будущее, или с укротителем живых теней в цирке, а то и с самым настоящим доном Кихотом, — и не менее интересные приключения, в которых мрачные лесные чащи с хватающими за ноги ветвями и извилистые норы, напоминающие о «той самой» кроличьей норе из сказки Кэрролла, занимают далеко не последнее место.

э4

А ещё атмосфера данной графической истории отдаёт модными пугалками для детей, вроде страшных сказок Нила Геймана про Коралину. Пожалуй, с позиции взрослого читателя я могу пофантазировать о том, что эту книжку вполне мог написать и Франц Кафка, задумайся он о карьере детского писателя, да и имя главной героини тоже вполне отсылает к миру взрослых и серьезных тем, имея тесные связи с религиозными терминами христианства; наверное, и здесь стоит поискать намеки и отсылки. Но «Девочка» всё же придумана и нарисована для маленьких читателей, которые не будут «заморачиваются» отсылками и даже, скорее всего, совсем по-другому воспримут обилие здесь чёрного цвета, современные массмедиа и культура приучили их к этому. К тому же за чёрными пятнами и дорожками авторы приготовили целый аттракцион невиданных существ и удивительных (как и всё в этом выдуманном мире, словно вырвавшемся из буйного сновидения) событий, в игровой форме призванных рассказать детям чуть больше об их страхах и о способах их побороть. Да и если приглядеться, зачастую всё же доминирует загадочно-зелёный свет, создающий особую атмосферу нереальности происходящего, и под конец уступающий немного места тёплым, закатно-медовым тонам. Кстати, об игровой форме: листая страницы книги, на некоторых разворотах я ловил себя на мысли, что кое о чём мне все эти извилистые тропинки, гротескные фигурки и их абсурдные действия напоминают. Например, о любимых в детстве играх-бродилках, когда нужно было кидать кубик, перемещаться по игровому полю и выполнять разного рода задания. И точно, ассоциации меня не подвели, Северин и Клеман и сами этим простым развлечением явно вдохновлялись, визуализируя волшебный мир Эпифании – в конце книги даже есть одна такая игра под названием «Жуть», надо только кубики и фишки отыскать. Также в разделе бонусов, помимо эскизов действующих лиц, есть «Вводный курс психиатрии для страдающих фобиями» за авторством того самого доктора Психео. Здесь описаны выдуманные и смешные фобии, и, надеюсь, никому по жизни этот справочник не пригодиться, хотя читать его забавно. Кстати, боязнь теней называется по-научному «сциофобия», но это во мне опять говорит всё тот же взрослый читатель, любящий всё расставить по полочкам.

э5

Актуальная «готическая сказка», не скрывающая своих корней в классике детской литературы и вроде как заряженная на выполнение заповеди «лечи подобное подобным», то есть, она в форме достаточно мрачноватой, но завораживающей именно своим необузданным абсурдом истории учит как раз не бояться и побеждать свои страхи. Выпущен графический роман для младшего школьного возраста издательством «Манн, Иванов и Фербер», сказка вышла в твёрдой обложке с выборочной лакировкой, в формате европейских bd. Здесь девяносто шесть страниц, тираж 4000 экземпляров.

www.mann-ivanov-ferber.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s