Мнение: Продукты 24

п1

Поговаривают, что где-то на бескрайних, северных и экономически неблагополучных просторах нашей Родины ещё можно увидеть их – ларьки или же коммерческие палатки,   но в основном эти неуклюжие конструкции, выполнявшие роль круглосуточных порталов в лучшие миры, полные заморских яств и бухла, в массовом сознании воспринимаются уже как артефакты «лихих девяностых», ставшие, наравне с ваучерами и рэкетирами, символами эпохи «дикого капитализма». При наличии денег (чем могли похвастаться не все жители нашей страны в те годы), в ларьке можно было купить выпить (и в перспективе травануться палёным спиртом «Рояль»), закусить экзотическим тогда «сникерсом», пополнить коллекцию «вкладышей от жвачек» или разжиться чем-то более серьезным, вплоть до оружия. Но в ностальгическом комиксе Виталия Терлецкого и Артёма Бизяева «Продукты 24» одному ларьку предстоит совершенно иная роль – он должен спасти город от атаки огромного монстра под кодовым названием КОЛОСССР, который состоит из кубиков панельных многоэтажек и его, несмотря на название, не так-то легко развалить.

п4

Этот монстр – чистый кайдзю из японских аниме, манги и фильмов, но сам комикс питерских авторов представляет собой сугубо постсоветский-ностальгический продукт (да, это каламбур), заставляющий уже на первых страницах вспомнить не «Годзиллу» и «Трансформеров», а Парфеновские «Намедни: Наша эра». Терлецкий/Бизяев создают точный портрет десятилетия, с которым они наверняка знакомы не понаслышке. Одним же из самых печальных и выразительных образов того десятилетия был советский интеллигент, вынужденный выживать и заниматься непривычным для себя делом: возить барахло из Турции в клетчатых сумках или же торговать в палатке, как это делает главный герой комикса, Артур Борисович, когда-то создававший для советской оборонки первых роботов и искусственный интеллект. По доброй традиции, эти разработки в развалившейся стране никому не были нужны, Артур превратился в хмурого мужика с внешностью мента или водителя маршрутки, но свои изобретения всё же сохранил. Собственно, его ларек – лишь только часть революционной разработки ИИ, с которым можно поболтать долгими зимними вечерами. И когда на горизонте появляется монстр, способный прирастать тетрисом малогабаритных квартир, подопечный Артура рвётся в бой, пытаясь доказать, что он чего-то стоит и сможет удивить своего «отца», но последний, разочаровавшись в жизни, разочаровался и в своем «сыне», а, может быть, за суровостью и упрёками прячет по-мужски свои чувства, предпочитая обидеть, а не жалеть.

п5

Ага, вместо трэшака с дерущимися роботами авторы комикса выдают в итоге драматическую историю о взрослении и сложных отношениях «отцов и детей», «создателя и его творения», о подростковом бунте «новой России» против «старого монстра СССР», и, воспринимая эту историю в целом, до последнего кадра, понимаешь, что это им вполне удалось. Как удалось и сложить паззл под названием «девяностые», чтобы познакомить с этим временем тех читателей «нарисованных историй» в нашей стране, которые родились уже при Путине и имеют смутные представления о том, что было раньше. Эти самые девяностые состоят из массы элементов: компьютерных игр и картриджа явно от «Dendy», на котором, оказывается, можно записать «мозги» ИИ, из названий брендов, из одежды с китайского рынка и из предметов, доставшихся от ещё более ранних времен и ставших обязательной частью интерьера одинаково-серых панельных квартир (ковры с оленями, безвкусная мебель и казавшаяся дикой роскошью люстра, пластиковые «висюльки» которой выдавались за чешское стекло), по которым авторы устраивают разрушительную экскурсию в стиле «Хоукая» Фрэкшна/Аха, но в компании молодого гопника-зека. Которому наверняка понравилось бы, что отечественные роботы используют против врага не плазменные пушки и лазерные мечи, как эти ваши бусурмане, а нож-бабочку, обладатель которого автоматически становился «приблатнённым» и крутым. Ну и универсальный символ нашей Родины – лютая зима, которую не пройдёт ни один враг.

п2

Хорошо, что «Продукты 24» рисует не сам Виталий Терлецкий (в разделе с допами можно понять, почему это хорошо), а Артём Бизяев. Он создал 3D-модели панельного монстра и ларька, что не только сказалось на темпе работы, но и отлично вписалось в визуальную составляющую комикса. Сцены боев в рукопашную и с использованием подручных средств вроде секций бетонного забора ПО-2 и танков выглядят очень эффектно. Также здесь использовано много ярких цветов (неожиданно под конец «мужского» комикса превалирует рассветно-розовый), и это идёт рисунку на пользу. В итоге мы получаем хороший отечественный комикс с неплохой идеей, её достойным воплощением (есть такие, у кого не навернётся в конце слеза? Да вы, наверное, и когда смотрели «Короткое замыкание», за главного героя тоже не переживали!) и заслуживающей уважения работой художника, накидавшего сюда кучу отсылок к разным культовым вещам типа «Акиры». Следует заметить, что в 136-ти страничной книге сама история занимает чуть больше половины страниц, всё остальное отдано под бонусы в виде коротких инди-комиксов Виталия Терлецкого и Дениса Сороки, небольших рассказов Алексея Волкова и Кирилла Кутузова, заметок Артёма Бизяева и эскизов из его скетчбука и большущей галереи с работами художников, которых вдохновил этот проект. Отдельно отмечу арты от Аскольда Акишина, Константина Тарасова, Дмитрия Осипенко, Кати Чинарски и просто мега-замороченный на мелких механических деталях и оттого очень классный арт Фили Братухина.

п6

«Продукты 24» издавались в двух вариантах: в мягкой обложке в количестве 2500 экземпляров и в твёрдом переплете, вышедшем гораздо более ограниченным тиражом (честно говоря, его уже практически невозможно где-то найти). Блок в «мягком» издании клееный, печать хорошая, бумага глянцевая, на внутренних страницах обложки есть реклама других работ Виталия, раскрученного «Романа, победителя ласточек» и ещё не вышедшего комикса «Птица мститель». Мне «Продукты» видятся достойным и заслуживающим внимания примером отечественного альтернативного комикса.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s