Мнение: Лига Выдающихся Джентльменов. Книга третья: Столетие

ли1.jpg

Выдающихся джентльменов, подвигами которых восхищались передовицы газет и вдохновлялись сочинители приключенческих романов, больше нет. Они пережили испытание инопланетянами, политиками, чудовищами и самими собой, но в итоге остались в ушедшей викторианской эпохе. Прощайте, доктор Джекилл и Человек-Невидимка. Теперь Лигой, секретной группой «одарённых людей», находящихся на службе британской разведки, руководит далеко не «джентльмен» Мина Мюррей, которой вместе с новыми неспокойными товарищам предстоит, пожалуй, самое серьезное и долгое испытание – испытание двадцатым веком.

л2

Следует заметить, что третий том «Лиги» Алана Мура и Кевина О’Нила имеет мало общего с предыдущими томами серии: отличается не только состав команды, но и способ подачи материала, посыл и сама идея историй. Здесь другие герои – начнём с того, что почти все они вдруг стали бессмертными и проживают свои длинные жизни, двигаясь сквозь стремительно меняющиеся эпохи. Мина и Аллан Квотермейн обрели жизнь вечную благодаря фонтану вечной жизни, Орландо, существо, постоянно меняющее свой пол, говорит о том, что успело прожить несколько тысячелетий, регулярно склоняя к мужеложству всех видных исторических деятелей, другие члены Лиги то ли тоже обманули смерть, то ли являются в видениях главным героям и выступают в роли весьма активных призраков уже в наше время. Да, тут много непонятного, и эти непонятки авторы не то, что не спешат развеять и объяснить, они запутывают читателя намеренно, наполняя страницы комикса фантастическими провалами во времени (оживляя реальных людей в неподходящих им временах; например, фигурирует в 1969 году мистик и учёный НАСА Джек Парсонс, в «нашей» реальности погибший гораздо раньше) и между мирами, где реальность, в которой нашествие марсиан случилось на самом деле, благодаря сбоям в мультивселенной, вызванными появлениями ещё одного бессмертного типа, соседствует в паре кадров с миром победивших кошмаров Оруэлла. Хватает здесь и лингвистических, слэнговых загадок, равно как и глюков, переданных с такой тщательностью, что не вызывает сомнений – про действие LSD Мур и его коллега знают из непосредственного опыта.

л3

Единственные, кому бессмертие только снится, это чёрные маги, оккультисты всех мастей, для которых Лондон стал настоящей меккой. Именно эти люди на протяжении века стремятся закончить один ритуал, целью которого является рождение Антихриста («лунного ребенка», бывшего мечтой того же Парсонса) и Апокалипсис, чего членам Лиги поручено не  допустить любой ценой. Истоки заговора открываются Мине и товарищам еще в начале века, когда один их старый друг покидает этот мир, а его дочь вынуждена (по собственной глупости) драить полы в портовых кабаках, где ещё не забыли о похождениях Джека-Потрошителя (большой привет Мура поклонникам его же романа «Из ада», здесь автор преподносит ещё одну версию того, кто же на самом деле убивал проституток), Затем герои переносятся в эпоху свободной любви, где всем правят секс, наркотики и рок-н-ролл, а на роль Антихриста вполне подходит кумир молодёжи (что не получилось у Розмари из знаменитого фильма Романа Полански, получится у более подготовленных мистиков и сатанистов). Познав свободные нравы «детей цветов», уцелевшие, но очень сильно пострадавшие герои дотягивают кто как может до наших дней, где их ждёт финальная битва в мире, который уже выглядит так, будто Апокалипсис случился и спасать что-то поздно.

л4

Минус третьего тома – очень рваный, дерганный сюжет; однозначно, Муру было более важно забить кадры тоннами отсылок, намёков, ироничных и порой злых шуточек (ну, тут знаменитую группу кличут отнюдь не «Жуками», а «Крысами»), обильно заляпывая стены, телефонные будки «приколами» и пошлостями, пройдясь при этом по своим же «Хранителям» и вообще по супергероике в целом. В событиях «нулевых» действующие лица ещё и палочками волшебными размахивают, ну чем не «Гарри Поттер». А О’Нилу было в кайф рисовать всякую «непотребщину», как сказал бы читатель-моралист. Такое чувство, что визуальную часть «Лигу» создавал озабоченный подросток, настолько часто к месту и не очень в кадр лезут сиськи, письки и их различные сочетания вне зависимости от пола действующих лиц и прочих «условностей». В третьей части книги художник не сдерживается, и размещает фаллосы вообще везде, на заборах, в силуэтах зданий и в виде кулончиков на шее. Я не против, но заметно, что одетых и не совокупляющихся людей Кевин рисует с гораздо меньшим интересом, иногда опускаясь до карикатурных условностей, чего раньше себе в рамках серии не позволял. Отсылки здесь почти на каждой странице, но нужно изобрести прибор для того, чтобы заглянуть в голову авторов и понять, что они имели ввиду, создавая путанный клубок из магии, фантастики, секса и контркультуры, внося в неё своим безумным комиксом посильный вклад. Отдельно сбивает с толку то, что многие персонажи вдруг ни с того, ни с сего начинают… петь, пересказывая в песне всё происходящее, из-за чего комикс превращается в нарисованный мюзикл. Жанр, конечно, инновационный, но мюзиклы давно уже так задолбали, что положительно воспринимать это нововведение никак не получается. И герои (а некоторые появляются здесь вдруг, без представления) постоянно ссылаются на события своих долгих жизней, имевших место быть, но только не в этом и не в двух предыдущих томах, а вообще случившиеся где-то далеко за кадром. Вам нравится слушать диалог двух посторонних людей и не понимать, о чём они говорят, при этом догадываясь, что для них это очень важные вещи, влияющие на дальнейшие действия? Я бы чувствовал себя неуютно.

л5

Помимо эротики и кровавых сцен, в книге есть нецензурная лексика, никого этим особо не удивишь, но предупреждающая надпись на задней странице обложки всё же имеется. Предупреждающей надписи о том, что велик риск ни хрена не понять происходящее, нет. Зато авторы продолжили рассказывать роман в прозе, очередные публикации в журнале «Пошлые миры» ждут вас в разделе допов и чёрт меня возьми, если здесь не появляется Марвелмен, над которым Мур тоже успел поработать. Есть здесь и промо-плакаты для рекламной компании комикса, оригинальные и альтернативные обложки выпусков, в полной мере отражающие поднятые темы психоделической революции. Привычные рекламные проспекты-мистификации из девятнадцатого века издатели в этот раз решили не переводить, как не задумались они над тем, чтобы подготовить хотя бы условные комментарии, объясняющие русскому читателю, о чём и о ком здесь все говорят.

л6

Замысел авторов выглядит грандиозным, ведь герои по сути сражаются с самим временем, со столетием, переменившем всё движение человеческой цивилизации и сделавшим её существование хрупким, ранимым и из-за этого подверженным душевному разладу и перверсиям. Но вот реализация выглядит очень неоднозначной, цельной структуры в комиксе не ощущается, к тому же обещанный Апокалипсис выглядит самым вяло текущим в истории подобных событий. От перегруженности многих кадров фактами и словами, которые никто не собирается прояснять, несколько страниц ближе к концу пришлось переворачивать не особенно их читая, иначе был риск нарваться на смысловую и лингвистическую бомбу и взорвать мозг. Короче, странный комикс, о котором можно сказать в равной степени «гениально» и «чушь». Российское издание вышло в твёрдом переплёте, отпечатано на плотной глянцевой бумаге, в книге 256 страниц, издана она тиражом в 3000 экземпляров. Читайте на свой страх и риск.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s