Мнение: Marvel vs DC. Великое противостояние

в1.jpg

Это, разумеется, не столь потенциально-опасный вопрос, как, например, «А ты с какого района?», услышанный поздним вечером в тёмном переулке, но всё равно, в наши дни при определенных обстоятельствах правильный ответ на «А ты за кого, за Marvel или за DC?» может добавить баллов если не к здоровью, то к репутации в гик-сообществе, разделенном виртуальной межой, по сторонам которой находятся супергерои «Большой двойки», уж совершенно точно. Великое противостояние гигантов комикс-индустрии, которое никто никогда открыто не называл войной, но таковой оно в глазах многих фанатов и являлось… что это, просто конкуренция, непримиримое идеологическое разногласие, вопрос вкусов или финансов?  Разобраться в этом может помочь книга, недавно выпущенная издательством «Бомбора» (импринт «Эксмо», ещё недавно называвшийся «non-fiction»), которая так и называется: «Marvel vs DC: Великое противостояние». Ну, ладно, может быть, разобраться после прочтения вы сможете и не до конца (какой там конец, когда обе компании активно развиваются и ведут новые «сражения»), зато узнаете всё об истории двух издательств, о людях, которые создавали на протяжении десятилетий ваши любимые комиксы, и даже сможете немного поразмышлять на основе изложенной здесь информации о том, что же ждёт индустрию в дальнейшем.

Сам автор книги Рид Таккер (к сожалению, никакой информации о нём в книге нет, но из авторских комментариев можно сделать вывод, что он как минимум большущий фанат комиксов и их кропотливый исследователь) на злополучный вопрос даёт ответ почти сразу: он очевидно за Marvel, но это не мешает ему беспристрастно излагать и историю DC. Почему за Marvel? Потому, что ему однозначно по душе бунтарский, дерзкий настрой, который принесли основатели компании, в частности, Стэн Ли, в индустрию. По меткому замечанию Таккера, DC –  это эпоха консерваторов времен Эйзенхауэра, а Marvel – это заряд молодости и перемен времен Кеннеди. DC описана как крупная корпорация с обязательным деловым дресскодом и седовласыми «старцами» во главе, озабоченных только продажами нарисованных картинок, которые они даже не читали, считая глупым развлечением для детишек.  И вот появились Marvel со своей весьма либеральной моделью руководства, с настроением, которое порой во время чтения хочется описать как «творческий  бардак», а, главное, с искренней любовью к тому, чем они занимаются и с дружелюбным отношением к своим поклонникам. И если герои DC казались чёрно-белыми со своей моралью и логикой, и от них попахивало нафталином, то марвеловские персонажи были больше похожи на простых людей, они и ссориться друг с другом могли, и в жизни у них всё было не так замечательно. И когда столбики в таблицах с продажами у будущего «Дома идей» поползли вверх, тогда и началось великое противостояние по всем правилам большого бизнеса: со шпионажем, с судебными исками, с кражами заимствованием ключевых персонажей комиксов противника, с переманиванием у конкурента сценаристов и художников, с бесконечными «догонялками», свертываниями проектов, удачными и катастрофическими совместными проектами и перезагрузками целых вселенных. Все эти перипетии изложены очень подробно, поэтому книгу можно использовать не только в качестве «гик-чтива», но и как «бизнес-руководство», основные постулаты которого сводятся к очевидным вещам: будьте на волне и любите то, чем занимаетесь.

Развитие компаний тесно связано с огромными корпорациями и теневыми игроками экономики, с юристами и куплей-продажей прав и активов, а судьбы придуманных героев тесно переплетены с судьбами авторов, чьи биографии, комментарии и выдержки из интервью разных лет (зачастую Таккер выбирает самые едкие и остроумные цитаты, чтобы подчеркнуть накал борьбы) дают возможность лучше узнать о людях, чьи имена и фамилии мы привыкли видеть на обложках комиксов. Что кстати, тоже было среди инноваций компании Стэна Ли, долгое время у конкурентов комиксы выходили безымянными. Рид хороший писатель с чётким чувством юмора, он знает, где пошутить и где не нужно заострять внимание на скучных подробностях тяжб, поэтому «Великое противостояние» читается быстро и легко, позволяя узнать о том, как в свое время независимые комикс-шопы спасли индустрию от краха и как с развитием кинематографа борьба выплеснулась на экраны кинотеатров, где DC смогли поначалу одержать несколько важных побед со своим «Суперменом», но затем нас ждёт едкий анализ на тему «почему из этого так ничего и не вышло». Книга, кстати, написана недавно, в 2017-м году, так что все подробности создания двух киновселенных (зарождавшихся, надо отдать должное, всё же на телевизионных экранах) ждут вас здесь в полной мере. Как и комменты актёров, снимавшихся в ролях супергероев или не понимавших, зачем это вообще нужно делать. В конце же автор позволяет себе немного поразмышлять над будущим индустрии, оставляя в стороне вопрос «А ты за кого?» и задавая новый: «А что же будет с комиксами дальше, когда это противостояние закончится?».

в2

Книгу читать легко, она захватывает, вырисовывая двухсторонний портрет великой комикс-эпохи, и я бы порекомендовал её всем, кому данная тема небезразлична или хотя бы чуть-чуть интересна. Без дёгтя, однако, увы, не обошлось – здесь крайне поверхностная работа редактора русского издания. Есть опечатки, «корявые» построения фраз, иногда страдает логика повествования. Пример этого можете найти на странице 194, в последнем абзаце, где речь идёт о бюджете голливудской постановки «Супермена», но банальный недосмотр превращает «бюджет» в «сюжет», и фраза звучит как «Заявленный сюжет фильма – 50 миллионов долларов, что в 5 тысяч раз больше бюджета одной серии сериала о Супермене 1948 года». Обидно, потому как книга, повторюсь, мне понравилась. Издана она в твёрдой обложке, на хорошей белой бумаге, тираж 3000 экземпляров и есть надежда на доптираж, где ошибки, надеюсь, будут исправлены. Гикам по полочку.

https://bombora.ru

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s