Мнение: Царство небесное. Абсолютное издание

ц1.jpg

«Царство небесное» Марка Уэйда и Алекса Росса начинается с апокалиптических строк из Откровения Иоанна Богослова, которые и далее по тексту будут играть важнейшую роль, описывая разворачивающиеся здесь события, но мне как-то сразу вспомнилась именно отечественная классика, прочно засевшая в голове ещё со школьных времен. Глядя на экспозицию этого графического романа, выстраиваемую в первой из четырех его глав, хочется тут же процитировать Лермонтова: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы!». Действительно, в мире, где происходит действие «Царства», старые богатыри – Супермен, Чудо-Женщина, Бэтмен и прочие известные по Лиге Справедливости герои, — по разным драматичным причинам ушли на покой (принесший им не мир и тишину, а тревожные думы и тяжесть на душе), а вместо них но Земле шатается «агрессивная молодежь», чьи тусовки больше похожи на слёт любителей BDSM, а поступки, часто ставящие под угрозу жизнь простых людей, говорят сами за себя: эти «дети» дерутся ради самой драки, упиваясь своей силой, а не с целью защиты великих идеалов, оставленных им «отцами». Которые, видя творящиеся бесчинства, решают обуздать беспредельщиков и возвращаются с самыми благими намерениями, закономерно ведущими в ад. И по пути туда героев комикса сопровождает простой американский пастор Норман Маккей и его таинственный и мрачный, словно сама Смерть, спутник.

ц2

Проблематика «отцов и детей» здесь явно вытекает из драматичных отношений «божеств» (лучше знающих, как всё должно быть) и «простых смертных» (того самого неразумного «стада», требующего защиты и наставления), что превращает комикс-роман в религиозный миф нового времени, такой же эпичный, как ветхозаветные предания, и такой же массовый, как индуистский пантеон, насчитывающий миллионы богов. Под мрачные предсказания, начавшие сбываться прямо на наших глазах, те, кого мы десятилетиями принимали за пример для подражания, начинают строить новый мир, руководствуясь идеалами, которые не у всех, мягко говоря, совпадают. К тому же суперлюди не удосуживаются спросить у обычных людей, чего им на самом деле надо, предпочитая всё решать без их участия, что не может не беспокоить ООН и более тайные и могущественные организации вроде той, которой руководит Лекс Лютор, переманивая к себе несогласных. Так на Земле появляется очередной Гулаг, где «неправильных» пока ещё не уничтожают, а перевоспитывают.

А где репрессии, там и сопротивление, потому что только безнадежно отсталый от жизни человек будет считать, что агрессию можно сдерживать мотивирующими беседами и собственным авторитетом. Вот Супермен – как раз такой человек. Правильный, честный, прямолинейный, принявший на себя тяжкое бремя карающего и милующего божества. Интересная проскакивает здесь параллель: один из персонажей бросает в лицо Супермену обвинения в том, что тот живёт по устаревшему кодексу. Если подумать, то укор в данном случае очень точный — Человек из стали является в контексте «Царства» воплощением печально известного Кодекса Комиксов, жестко регламентировавшего, что можно и, главное, что нельзя показывать в нарисованных историях, которые должны были быть правильными и нравоучительными. Кодекс не давал «молодым и дерзким» авторам выходить за грани дозволенного, быть не как все и творить новые, спорные, но интересные истории – не факт, что это было на самом деле плохо, но он ограничивал свободу, которая всегда очень условно уживалась с традиционным американским консерватизмом с его патриотическими идеалами и прочей «звёздно-полосатостью», являющейся символом «старых героев». Хотя, если честно, набедренная повязка Чудо-Женщины из национального флага – патриотизм так себе, с двойным дном. Как и сама героиня, в душе которой происходит постоянный конфликт любящей женщины, мечтающей дать жизнь, и яростной воительницы, готовой эту жизнь отбирать, опять же, по заветам предков, от тяжести которых Диана не может избавиться даже будучи весьма солидной дамой.

ц3

Марк и Алекс берут на себя смелость и показывают не только эпические сражения буквально на каждом развороте книги – они показывают, пускай и в сатирической форме, зарождение религии вокруг супергероев, которые, попав в петлю противоречий, должны одновременно и спорить со своим «божественным статусом», и принимать его, понимая, что людям так проще и спокойнее. Кафе для гиков по интересам, яркий мерчендайз, шутливое меню тематических забегаловок (Сэндвич с курицей «Пауэргёрл» — А какая часть? — Грудка), косплей… что это, как не символы зарождающейся веры, когда храмами суждено стать комикс-шопам, а проповедниками – сценаристам комиксов? И ещё одна (из очень многих) отсылочка-намёк: в витрине книжного магазина стоит книга «Записки под капюшоном» Холлиса Мейсона, одного из героев Вселенной «Хранителей»Алана Мура; Вселенной, в которой уже есть один Бог, который, если верить событиям «Rebirth», и создал всю эту супергеройскую реальность, показанную здесь и на тысячах страниц других комиксов DC. Опять же, два этих комикса объединяет тема ядерного Апокалипсиса, рассмотренная, правда, под разными углами. Воистину, неисповедимы пути создателей.

ц4

Для Алекса Росса «Царство Небесное» оказалось работой, во многом схожей с вышедшими чуть раньше «Чудесам» Курта Бьюсика. Здесь мы также следим за развитием сюжета, связанного с супергероями и их влиянием на жизнь людей, глазами обычного человека, перед которым разворачиваются глобальные и трагические события, не вписывающиеся в привычную парадигму. Визуальный ряд тоже почти идентичен: мастер фотореализма, Росс создает насыщенные деталями статические рисунки, одновременно напоминающие и постеры к старым голливудским фильмам, и фрески под куполами храмов работы великих мастеров живописи. Но последнее относится к религиозному контексту и может быть не столь очевидно, а вот с постерами всё предельно ясно: Росс часто придает своим героям сходство с актёрами прошлого, не забывая и о классических образах персонажей, запечатленных в старых комиксах. Так что это всегда чуть-чуть ретро, для создания которого Алекс приглашает попозировать своих друзей и вообще очень тщательно прорабатывает рисунок, превращая каждый кадр в маленькое произведение искусства. При работе над «Царством» перед Алексом стояла задача показать Супермена, Диану, Брюса, Аквамена и других в пожилом возрасте, и Росс не просто добавил в волосы седину или вообще эти волосы убрал, он продемонстрировал, каким безжалостным может быть время, и какой сильной и даже красивой может быть старость. И какой неотвратимой – достаточно посмотреть на Уэйна, вынужденного ходить  с помощью специального механического корсета, но не растерявшего навыки «великого детектива», просчитывающего всё на несколько ходов вперед.

История о силе, ответственности, проблемах поколений и битве титанов, о том, какой сложной и неоднозначной может быть добродетель и о том, что значит быть человеком вышла в России в т.н. «абсолютном издании», в котором четыре главы мини-серии занимают чуть больше половины объема большого и увесистого тома, а вторая часть отдана под огромное количество дополнительных материалов. Здесь и рассказы о создании комикса, и предисловия с послесловиями, сценарные заметки и первые эскизы персонажей, цветные и чёрно-белые иллюстрации, обложки, рекламные фото и коллекционные фигурки, генеалогическое древо героев. Честно сказать, кое-кому из них в дополнительных материалах уделено больше внимания, чем в самом комиксе – я до сих пор многих из них так и не нашёл в хаосе нарисованных битв, того же Казака, например, но здесь собрана, по словам Росса, самая полная коллекция всех действующих лиц. Есть и примечания, делающие чтение романа ещё более захватывающим и интересным. Комикс вышел в твёрдой обложке под чёрную кожу с тиснением, формат издания увеличенный, 191х290, есть цветная суперобложка. 356 страниц, тираж 6000 экземпляров. Настоящий эпос нового времени.

www.azbooka.ru

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s