Мнение: Усаги Ёдзимбо. Том первый: Ронин

у1

Кролики – это не только ценный мех и 3-4 килограмма диетического мяса, но ещё и одни из главных поставщиков мимимишности в интернет наравне с кошечками и пандами. Так думают те, кто никогда не пытался загнать кролика в угол и поймать его. Кто пытался (я пытался, но из чисто гуманистических, а никак не живодёрских соображений), тот знает, что в критической ситуации пушистый зверек становится агрессивным, суровым бойцом насмерть, способным наносить внезапные и болезненные удары не только задними лапами, но и вообще всеми частями тела. Так что я в целом понимаю, почему в центре мира антропоморфных животных Стэн Сакаи поместил кролика, сделав его главным героем долгой и знаменитой саги, первые выпуски которой добрались и до России.

у2

Ладно, я тут пытаюсь шуточки шутить, а на самом деле комикс очень серьезный. Очень. Как старые чёрно-белые фильмы про благородных самураев, защитников обездоленных, свято следующих жесткому кодексу Бусидо. Как передававшиеся из уст в уста сказания о ронине Миямото Мусаси, чья «Книга пяти колец» до сих пор считается образцовым сочинением по тактике, стратегии и философии воинского ремесла. Так что если здесь и можно найти что-то смешное, то только шутки про плутоватых охотников за головами, тоже бывших знатными персонажами народных преданий и сказок. Итак, пришло время познакомиться с главным кроликом комикс-индустрии: его зовут Миямото Усаги (прозвище «ёдзимбо» значит «телохранитель», герой часто подрабатывает охраной других персонажей, когда нужно заработать на кусок хлеба) и он ронин, то есть, самурай без хозяина и без земли.

у3

Усаги странствует по Японии в эпоху «лихих феодальных» (где-то между XVI-XVII веками), когда разные кланы ведут кровопролитную или же с помощью интриг борьбу за власть и богатство, по дорогам и лесам шастают разбойники и наёмники, «решающие» возникающие у господ «проблемы», в общем, время и место самое то для героя-одиночки, вооруженного острым мечом. Я сказал «Японии», но при всех исторических и культурных сходствах, это, конечно, «альтернативная реальность», где все обитатели являются очеловеченными животными, однако среди них редко, но попадаются «обычные» люди; также здесь есть и мифические существа, столь привычные для восточной мифологии, я говорю и призраках, оборотнях и чудовищах, которые нападают ночами на деревеньки. И по совершенно необъяснимой причине, ведомой только автору, в качестве диких и одомашненных животных здесь вовсю шныряют мелкие динозавры, и Сакаи явно любит этих бессловесных тварей гораздо больше, чем многих других действующих лиц.

у4

Первые выпуски «Усаги Ёдзимбо» появились в 1984 году, тогда ещё не в рамках сольной серии, а в сборниках «Albedo Antropomorphics» издательства «Thoughts and Images», затем ушастый ронин перебрался в издательство «Fantographics Books» и на страницы антологии «Critters», где потихоньку разгоралась мировая слава Усаги, который в дальнейшем даже появлялся в историях про Черепашек-ниндзя. Уже самые первые выпуски Сакаи демонстрируют то, что к этой популярности постепенно привело: аутентичную атмосферу реальной исторической эпохи, на культуре которой выросло не одно поколение писателей и режиссеров (взять того же Тарантино), отточенный стиль рисунка, в котором как-то очень органично сочетается нарочитая и чуть ли не диснеевская «мультяшность» и предельная жестокость (кровища фонтанами хлыщет редко, но головы от шей отделяются регулярно) и неплохие сюжеты, заимствованные из народной устрой традиции. Всё это проработано очень достоверно и качественно, если вы ищите «эффект погружения в историю», то вам сюда. На страницах комикса Усаги одолевает оборотней, втягивается в разборки кланов, спасая юного правителя одного из них и знакомясь с его прекрасной спутницей (главы «Одинокий кролик и дитя» и «Признание» связаны и задают магистральную линию повествования), зарабатывает себе кучу проблем и тут же решает их с помощью лошади и меча, заводит дружбу с носорогом, подбрасывающим ему «халтурку» по поимке опасных преступников, разбирается в свойственной самураям немногословной манере с пьяными хулиганами, проводит время со слепым мастером единоборств, ставшим поневоле убийцей, и, наконец, возвращается в родную деревню, где его ждут старые друзья, подруги и очередные проблемы с распоясавшимися ниндзя-кротами. Кстати, «Возвращение» — неплохой способ узнать о прошлом Усаги, после всех воспоминаний и сказанных слов кролик-ронин начинает восприниматься совсем по-другому. Более человечным, что ли?

у5

В каждой из глав читателя ждут филигранные и детально проработанные поединки, чёрно-белый рисунок закономерно следует визуальному стилю древних китайских гравюр. Может быть, поэтому хочется, чтобы формат данного тома был побольше, не обычный «книжный». Выпуском серии занимается издательство «Рамона», для «Усаги» и «Боуна» они создали антологию «Эпик Вин», комиксы в которой выходят в твёрдой обложке. Допами первого тома являются ранние эскизы героя и несколько цветных обложек антологий и сольных сборников, также есть биография автора. Десять выпусков, 136 страниц, тираж 3000 экземпляров. На задней странице обложки одному Стэну поёт дифирамбы другой очень известный Стэн. Вещь в целом интересная, но больше для фанатов боевых искусств и поклонников киноклассики типа «Семь самураев», «Расёмон» и «Телохранитель» 1961 года с Тосиро Мифунэ.

у6

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s