Мнение: Кафе «Бессонница»

к1

Эта история начинается там же, где она практически заканчивается – и этот хорошо зарекомендовавший себя приём, вводящий в приятное заблуждение читателя, нарушает привычную последовательность событий, присущую реальности, отсутствие которой здесь подчеркивают на первый взгляд гротескные происшествия, показанные в первой главе, больше ассоциирующейся с бесконечным ночным кошмаром, где есть место паранойи, погони и неожиданному финалу. Но вот только всё, что происходит далее, а точнее, до этого, сложно приписать к царству снов хотя бы потому, что вход в это царство главному герою, страдающему от бессонницы, запрещен. Каждую ночь Питер Колински проводит перед телевизором, тщетно пытаясь заказать на дом еду (ему мешают бомжи и их собаки) и слушает бесконечные ссоры соседей за стеной. А утром, нагрузившись под завязку кофе, идёт на ненавистную работу, постоянно опаздывая, и проводит весь день в тоске и тяжелой полудрёме. Работа его связана с издательским бизнесом и наверняка не так плоха, как Питер о ней отзывается, но стоит только узнать о том, что ещё несколько лет назад он был ведущим экспертом по старинным рукописным книгам и к его мнению прислушивались коллекционеры с огромными деньгами, становится понятно, почему теперь скучные офисные посиделки и нудные совещания так его донимают. Однажды беспокойной ночью Колински решается выйти на улицу и попадает в круглосуточную забегаловку «Бессонница», где знакомиться с официанткой Анджелой, начинающей писательницей по совместительству. Именно Анжела поит его кофе и посвящает Питера в невероятную тайну, связанную с книгами, и именно книги становятся причиной неожиданных проблем в жизни мужчины, к которому пожаловали старые клиенты с пожеланием вернуть один долг.

к2

«Кафе «Бессонница»» — графический роман (скорее, рассказ или повесть, но остановимся на более обобщенном названии) турецкого иллюстратора и художника комиксов М.К. Перкера, работы которого хорошо знают не только на родине, но и в мире; он успел поработать с «Vertigo» и «Image», рисовал сюжеты для издающихся на русском «Сказок» и даже отхватил номинацию на премию Айснера за серию «Air». В своём сольном произведении он заходит на территорию параноидального триллера, где персонажам мерещатся агенты спецслужб и русская мафия (её члены демонстрируют тягу к классике и берут себе псевдонимы вроде Обломов, тем самым подчеркивая, насколько эта история тесно связана с литературой во всех её проявлениях), но реальность оказывается куда страннее и жестче. Странности начинаются уже непосредственно с Питера, который из-за своего поведения быстро лишается статуса «героя»: его безэмоциональный и даже ироничный отклик на трагедию, невольным свидетелем которой он становится в начале, заставляет расценивать его как малоприятного типа, что подтверждается пренебрежительным отношением к коллегами, постоянным враньём и той легкостью, с которой он способен всё бросить и «приспособиться» к новым, удобным для него условиям. С другой стороны, мне не понять человека, живущего всё время на грани сна, может быть, это физиологическое и психологическое состояние его полностью оправдывает. Так или иначе, вокруг этого типа закручивается интрига сюжета, наблюдая за которым, долгое время не понимаешь, к чему всё приведет: к романтичному и сказочному финалу или же к трагической развязке.

к3

В комиксе 2009 года Перкер успевает скомбинировать многое: философские рассуждения на тему литературы и прекрасная фантастичность Архива (место, которое, опять же, Питер стремится если не разрушить, то использовать в своих целях) напоминает о Борхесе и легко укладывается в рамки «магического реализма»; готовые на всё коллекционеры редких книг и «обслуживающий» их персонал вызывают в памяти отрывки из «Клуба Дюма» Артуро Перес-Реверте; а персонаж, обитающий на грани сна и яви, похож в чём-то на несчастного Машиниста, сыгранного Кристианом Бейлом в одноимённом фильме (не внешне, конечно же, а внутренне). Да и попытки убежать от опасности похожи на тщетные усилия спастись героев старых триллеров, вроде шедевров Хичкока. А ещё это неплохая история о творчестве, о ненаписанных книгах, об ответственности автора перед этими самыми ненаписанными книгами и о том, что такой книгой может являться наша жизнь, каждым мгновением и действием заполняющая пустые страницы. Последние кадры комикса так и вовсе могут если не снести, то слегка пошатнуть «крышу» читателей и добавить немного религиозных мотивов, заставляя думать, не в раю ли побывал наш «герой», не заметив этого и совершив акт насилия над чем-то высшим. Впрочем, у вас может появиться своя трактовка, «Кафе» к этому располагает, как располагает она к тому, что любители интригующих и закрученных детективов с неожиданным финалом (затравку которого нам показали, напомню, в самом начале, но не спешите этому верить) не будут скучать во время чтения.

к4

У М.К. Перкера здесь довольно своеобразный рисунок: я потратил некоторое время, чтобы решить, что же мне напоминают все эти вытянутые, искаженные лица, и в итоге решил остановиться вот на каком образе – представьте, что головы персонажей вылеплены из пластичной массы, на которую с большой силой воздействует сильнейший ветер, «зализывая», вытягивая и деформируя черты и пластику, неуловимо меняя привычные контуры и придавая головам острые формы. Может быть, всё нарисовано так, чтобы подчеркнуть пограничное состояние неспящего сознания. Комикс чёрно-белый, детали кадров хорошо проработаны, в нужных сценах присутствует динамика, во всём чувствуется оригинальный авторский почерк. В книге восемьдесят страниц, она выпущена издательством «Alt Graph» в твёрдом переплёте небольшим тиражом в 1000 экземпляров. Интересно, после прочтения остаешься наедине с тонким «послевкусием». Совсем как после чашки хорошего кофе.

www.alt-graph.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s