Мнение: Ужас Данвича

уд1

Опубликованный в 1929 году рассказ Говарда Филлипса Лавкрафта «Ужас Данвича» (или «Данвичский ужас») содержал в себе почти все основные мотивы, характерные для творчества этого американского писателя, на произведениях которого выросло и поседело (причем не всегда в силу возрастных причин) не одно поколение читателей: здесь и американская провинция, за простецким фасадом которой притаился настоящий кошмар, и «Некрономикон» безумного араба Абдула Альхарзреда, и Древние, как бездна космоса, чудовища, и замысловатая вязь заклинаний, с помощью которых легко можно открыть врата в ад или сойти с ума. Виртуозный набор, одним словом. Рассказ был несколько раз экранизирован и считается классикой «тёмной литературы», а это не та слава, мимо которой могли бы пройти авторы издательства «IDW», решившие однажды создать комикс-адаптацию этой истории. Действие ради интереса перенесено в наше время мобильных гаджетов, быстрых машин, зорких фотокамер, компьютеров и девайсов, с помощью которых легко можно скопировать огромный фолиант на маленькую флэшку без потери разрушительной мощи, заключенной в его строках. Авторы как бы намекают, что техническое совершенство настоящего не дает превосходства над грубой силой зла, которому наплевать на куски металла и пластика, когда оно хочет получить более реальные жертвы.

уд5

Итак, комикс начинается с того, что в окрестностях маленького поселения Данвича (хотя само это название здесь фактически не упоминается) на ночной дороге погибает молодой человек. Его друзья оказываются теми, кто знает о происходящем в Данвиче чуть больше, чем все остальные люди, они напуганы кровавыми знаками и знамениями, намекающими на то, что грядет что-то страшное. Откуда эти персонажи так много знают и что за тайное общество они образовали — об этом комикс умалчивает. Вместо этого авторы старательно прокладывают легко узнаваемые параллели: группа людей собирается вместе для того, чтобы разобраться с чем-то неназываемым, что между собой они упорно, раз за разом называют «Оно» и с чем они, вероятно, имели дело раньше, но не смогли победить до конца…совершенно верно, это дань уважения толстенному роману Стивена Кинга и жирный намёк на то влияние, которое Лавкрафт оказал на всю современную литературу ужасов. Постепенно исследователи раскапывают информацию об истоках происходящего, раскрывают секреты семьи оккультистов-отшельников из Данвича, узнают об их одержимом сыне, посещают (онлайн, наше время всё-таки) знаменитый Мискатоникский Университет и едут на место событий, чтобы в ночной тиши, вооружившись заклинаниями, встретиться с самым большим кошмаром своей жизни.

уд3

Не знаю, призывали ли, пусть и в шутку, авторы этого комикса дух Лавкрафта в помощники, но знаменитую атмосферу его рассказов они передали неплохо. Сам рисунок не сказать, что очень сложный и изобретательный, если что и бросается в глаза, то это работа колориста, создавшего многослойные, бездонные глубины ночного неба, заполнившего страницы со сценами безумия болезненной болотной серостью и доведшего замысел художника, нарисовавшего огромных монстров, до пугающего совершенства. На этом фоне главные действующие лица…не совсем главные, их роль не очень ясна (подозреваю, что кто-то из них имеет родственные отношения с профессором Армитейджем из оригинального рассказа) и читатель быстро привыкает к ним именно как к статистам, с помощью которых можно озвучить тайны и загадки, двигающие сюжет вперед. Признаться, я даже не запомнил их имена, но это характерно и для рассказов Говарда, где главенствующая роль отводилась именно несказанному древнему ужасу, всегда оказывающемуся куда как достовернее и ярче (в смысле, темнее, конечно же) людей, вставших на его пути.

уд4

Замечу, что в «Ужасе Данвича» есть, пусть и по-минимуму, цензура. Понять её правила лично я не в силах: здесь опять обнаженная женская грудь оказывается в глазах цензора во сто крат страшнее, чем падающие с неба обезглавленные и выпотрошенные коровы, расчленённые трупы в слизи и прочие вещи, которые как раз обошлись без ретуши. Но также в этой книге вы найдете совершенно шикарный, доводящий до дрожи рассказ (не комикс, а именно рассказ, где текст и устрашающе-роскошные иллюстрации художника, известного, как menton3, составляют единое целое) «Пёс», загробная стилистика которого доводит до совершенства идеалы готики и декаданса. Два молодых человека, сделавшие оккультные опыты целью свою жизней, однажды раскапывают одну могилу. Не ту и не там, за что им предстоит поплатиться рассудком и жизнями. «Пёс», многое почерпнувший от творчества Эдгара По, заставит вас бояться собачьего воя, это действительно сильная вещь, которую не рекомендуется читать в ночи и в одиночестве.

Цитата Лавкрафта на обложке о том, что «страх – самое древнее и сильное из человеческих чувств» намекает на то, что своего «страхозависимого» читателя комикс по мотивам знаменитой истории найдет без проблем, ибо страха в нём хоть отбавляй. Иногда это вполне привычный, поставленный на конвейер масскульта страх с кровавыми подробностями, с вырывающим у темноты её ожившие кусочки светом фар, но иногда и сюда, как и в оригинальную историю, увидевшую свет в 1929 году, стучится со дна подсознания необъяснимый, вселенский ужас, в котором можно разглядеть олицетворение сил природы и древних божеств. В российском издании почему-то обошли вниманием тех, кто создавал эту адаптацию для «IDW» (все сценаристы и художники указаны только на английском, в копирайте), зато поместили вместо предисловия подробную биографию американского писателя, умевшего Видеть на свою беду и на радость поклонникам.

www.eksmo.ru

Реклама

Мнение: Ужас Данвича: Один комментарий

  1. Уведомление: Мнение: Пёс и другие рассказы — wicomix

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s