Мнение: Сорвиголова. Полное издание. Том первый

с1

Огромный первый том «Сорвиголовы» Брайана Майкла Бендиса и Алекса Малеева я приобрел сразу же, как только он появился в комикс-шопе, но прочитать его я решил только сейчас. Показалось, что комикс должен быть «отстояться» (чтобы стихнул вал новинок, выпущенных к прошлому КомикКону, из-за чего чтение многих из них было несколько спешным и сумбурным), а я, как читатель – «дозреть», морально подготовиться. Всё дело в том, что я много слышал об этом ране и это были только положительные отзывы: «один из лучших периодов в истории Marvel» (это с задней страницы обложки), «шедевр», «история, перевернувшая представление о комиксах» и так далее. Но Сорвиголову как персонажа я люблю не очень – может быть, сказывается неизлечимая подростковая травма от просмотра фильма с Беном «Бэтменовичем» Аффлеком, может быть, у меня сложилось стойкое убеждение после «Рождённого заново» Фрэнка Миллера, что судьба этого персонажа строится исключительно вокруг страданий и потерь, активно смакуемых сценаристом и читателями. Так что «Человек без страха!» требовал особого внимания, сосредоточенности…и вот нужный момент настал.

с2

Ран Бендиса начинается с 16-го выпуска «Сорвиголовы», и здесь, на протяжении четырех синглов Брайан в качестве разминочки устраивает сеанс психоанализа и копания во внутреннем мире…нет, не титульного героя (сам он присутствует здесь весьма условно, в виде образов из старых комиксов и очень субъективных воспоминаний), а того, кто в этого героя очень верит. Репортер «Дейли Бьюгл» Бен Урих, один из немногих людей, знающих тайну личности Сорвиголовы, пытается помочь маленькому мальчику в сложном психическом состоянии – пережив настоящую драму, развернувшуюся на его глазах, он полностью ушел в себя, в мир, где супергерои спасают мир и где закольцованные фрагменты недавнего прошлого всё равно выглядят лучше, чем реальность. История состоит из размышлений Уриха о роли городских «людей в масках», об их влиянии на жизнь граждан, о той надежде, которую они дают (или отбирают) – и всё это на фоне болезненно-беспросветных городских реалий и причудливых психических лабиринтов, взрывающихся одержимыми вспышками из образов, выстраивающихся в галлюциногенные коллажи. То, ради чего обязательно нужно читать эти выпуски – это рисунок Дэвида Мэка, у которого акварельный гиперреализм наполнен кучей деталей, а кадры чередуются и сменяются так причудливо, что, кажется, делают это буквально на ваших глазах. Очень круто. Ничто не помешает мне провести параллели между этими главами и культовыми «Чудесами» Курта Бьюсика и Алекса Росса: в обоих случаях сотрудник газеты (здесь репортер, там фотограф) пытаются понять, какого это жить в мире, где рядом с тобой обитают супергерои, обе истории показаны с позиции простых и зачастую сомневающихся людей, у обоих комиксов «взрослый» настрой. Да, и оба они неимоверно радуют глаз.

с3

Но для Бендиса это было своего рода разминкой. Дальше, начиная уже с 26-выпуска серии, он подхватывает на борт Алекса Малеева и начинает глобальный сюжет уже непосредственно про Сорвиголову. Постоянно перескакивая на пару-тройку дней или часов вперед/назад по времени, авторский тандем рассказывает о том, что в Адской Кухне появляется новый криминальный авторитет и начинает плести интриги, покушаясь на беспрекословную власть Кингпина и желая уничтожить Сорвиголову как единственную преграду на пути его амбиций. А криминальный мир Адской Кухни живет по таким суровым законам, что всем должно быть ясно: момент кровавой расправы с прямыми цитатами про смерть Цезаря – это не конец, это только начало. И пусть в нужное время персонажи цинично шутят про шекспировский уровень внутрисемейных разборок, этому уровню всё происходящее вполне соответствует. Мэтт Мёрдок вроде бы главный герой, но, как в хорошем криминальном сериале, авторы успевают показать происходящее с разных точек зрения, глазами бандитов, репортеров, полицейских и агентов ФБР, каждый из которых вносит свою лепту в происходящий «передел сфер влияния», помогая в итоге авторам создать триллер чуть ли не на уровне «Крёстного отца». Разумеется, как и в случае с первыми главами, удойные дозы крутизны вносит рисунок. Малеев рисует быстро, дерзко, жестко и иногда грубо, порой буквально утапливая персонажей и декорации в густых тенях, показывая, что самое интересное происходит именно в их непроницаемых глубинах; короче, Алекс рисует так, что к каждому выпуску комикса, вышедшему из-под его руки, нужно прикладывать таблетку антидепрессанта.

с4

Когда кажется, что ситуация более-менее разрулилась, на Мёрдока наваливается новая напасть: его тайна становится достоянием общественности. Сюжет делает резкий крен в юридическую сферу деятельности главного героя, не забывая показать нам почти героиновые ломки Сорвиголовы, который вынужден сидеть сложа руки дома, лишившись, на время, возможности геройствовать на ночных улочках и вообще ставящий под сомнение необходимость и эффективность этих вылазок. Тут ему к нему спешат призраки прошлого, мёртвые и живые «бывшие», руку помощи и поддержки протягивает Человек-паук, но всё равно, настроение у истории очень подавленное и неуютное, попахивающее безумием. И это, опять же, раскрывает Мэтта с новой стороны, помогая еще чуть-чуть глубже копнуть в его душе, срывая болезненные и не до конца зажившие коросты. Любите видеть, как разрываются от противоречий некогда беззаботные герои Золотого Века? Ага, вот и Бендис это любит.

с5

Последняя часть первого тома нарисована Мануэлем Гуттиерсом и Терри Додсоном, визуально это весьма «стандартный» комикс. А вот сюжетно… Мёрдок вызывается защищать в суде одного героя в маске, который оказался в нужном месте, но не в подходящий момент, и теперь легко может присесть на нары на всю оставшуюся жизнь. Здесь на фоне залихватских и велеречивых адвокатских баталий (Мэтт мог бы заменить легендарного Пэрри Мейсона) можно наблюдать за тем, как простые граждане относятся с своим защитникам и вновь выдвигается теория о том, что люди, у которых всё нормально с головой и с обычной жизнью, вряд ли оденут трико и будут патрулировать улицы. А еще обвиняемый – темнокожий, и тут тоже всплывают разные стереотипы. Развязка неожиданна и драматична, она здесь явно не на уровне «подросткового» комикса, а на уровне серьезного детективного сериала с социальным уклоном. Гостевые «роли» на сей раз заполучило много знаменитостей, от Рида Ричардса до Люка Кейджа и Железного Кулака.

Ну что, «Сорвиголова» — это классно. Жесткий и реалистичный криминальный триллер, помноженный на полицейский детектив и предпринимающий удачную попытку распрощаться с беззаботностью комиксов прошлого, в которых теперь читатель должен видеть не весёлую фантастику (даже без приставки «научная»), а жизненную правду, уравнивающую его с персонажем, который живет на соседней улице отнюдь не простой жизнью. Сюжетные пружины закручены профессионально, нигде и не скрипят и неожиданно выстреливают в самый подходящий момент, в должных пропорциях представлены «чернуха» и острый юмор, многие страницы по своему драматизму не уступают своему старшему собрату, предпочитающему менять 24 кадра за секунду. Издание подготовило «Комильфо», это внушительный и тяжелый омнибус. К качеству претензий не было…пока обложка взяла да и не отклеилась от блока (см. фото ниже), обидно и печально. Тем не менее, данное происшествие не помешает мне ждать продолжения, надеюсь, его планируют не под следующий КомикКон, а чуть раньше.

All-focus

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s