Мнение: Бэтмен. Книга восьмая: Расцвет

б1

Восьмой том (а не девятый, как это было в оригинале, просто один из сборников был пущен «Азбукой» на синглы, благо рассказы там не были связаны сквозным сюжетом) должен поставить жирную точку в истории главного защитника Готэм-сити, костюм которого, как оказалось в предыдущей части блистательного рана Скотта Снайдера и Грэга Капулло, может примерить на себя любой подготовленный гражданин города. Помните, после исчезновения Бэтмена и Джокера, сошедшихся в очередном своем смертельном и окончательном противостоянии, Джиму Гордону было сделано предложение, от которого он не мог отказаться, а именно: побрить усы, подстричься под морпеха, бросить курить и упаковать свое тело в ультрасовременную и гипердорогую броню, чтобы соблюдать порядок от имени Тёмного Рыцаря? Но оказалось, что чёрного плаща, девайсов, господдержки и принципов маловато: можно легко влезть в костюм Бэтмена, но нельзя влезть в его голову, в его мысли, во всё то, что делает его тем, кто он есть. А, по версии Снайдера, он уже далеко не человек, а символ города, его светлая сущность, вынужденная всегда находится на тёмной стороне и проводить свою жизнь в бесконечном ожидании рассвета, занимающегося над родным Готэмом. Во как.

б2

К тому же тот, кого мы привыкли считать Бэтменом, к середине этой истории (а «Расцвет» включает в себя продолжения «Супертяжести», части с восьмой по десятую) вовсе не горит желанием возвращаться к своему альтер-эго, ведь у него есть всё, что можно назвать нормальной жизнью – любимая женщина, полезная работа и даже тихое местечко, куда можно прийти отдохнуть и завести разговоры со странным незнакомцем, который кого-то сильно напоминает. Однако в комиксах про супергероев «нормальная» жизнь не является главным элементом сюжета, поэтому закономерно возвращение Брюса Уэйна к своей «ненормальной жизни», так что это даже не спойлер, а констатация факта…как бы не были нежны объятья мисс Мэдисон и как бы не рыдал, стоя на коленях, верный Альфред. Но обычное возвращение в стиле «мой город в опасности, я не могу смотреть на это!» было бы не в стиле Снайдера, который здесь заморачивается и придумывает сложную концепцию, разрывая шаблоны и намекая некоторыми сценами, что Тёмный Рыцарь как-то связан с темпоральными феноменами, клонированием и физикой; кстати, объяснить эту концепцию сполна автор берётся лишь в 27-м выпуске «Бэтмен: Deteсtive Comics», включенном сюда в качестве всё расставляющего на свои места бонуса. Но в начале сборника есть большой шанс «закипания мозгов» у читателя: Брюс Уэйн консультируется у Совета Сов? Что за машина в бэтпещере? Что за новые расцветки бэткостюма и когда вообще всё это происходит? Да, и не забываем о самом важном вопросе: кто такой этот мистер Флор, от которого вдоволь настрадался Гордон в предыдущих выпусках? Вопрос важен ещё и потому, что прямо сейчас Флор не только разносит Готэм, завершив свою гротескную трансформацию и уподобившись классическим инопланетным треногам из «Войны миров» Герберта Уэллса, но и превращает его жителей в своих уродливых слуг, раздавая направо-налево чудо-семена, дарующие невероятные способности.

б3

На финишной прямой Снайдер буквально идет в разнос. Мало ему очередного апокалипсиса городского масштаба, так он тут же смешивает гремучий коктейль из самых невероятных идей и образов, беря на вооружение фантастические элементы, модные страшилки про зомби-эпидемию, столь любимые, не раз выручавшие его отсылки к современной науке (здесь есть и коллайдер, и странглеты из квантовой физики, и ещё куча всего заумно-интересного), заправляя всё это динамикой многомиллионных блокбастеров про огромных роботов, утюжащих еще более огромными монстрами городские джунгли, и даже делая намеки на аниме и мангу, отраженные в дизайне этих самых роботов. Одним словом, всё немного безумно, но чертовски занимательно. Капулло как верный единомышленник Снайдера отлично переводит всё это в графическую часть комикса, выдавая традиционно яркий, зрелищный, детально проработанный и, в полном соответствии с происходящим, слегка сумасшедший рисунок. Особенно мне нравится, как Грэг рисует лица главных героев, он нашел очень правильные и располагаюшие к себе образы. Но за всеми сюжетными «наворотами» авторы не забыли и о драматической составляющей – да, ближе к концу эта самая составляющая выглядит слишком уж голливудской, со всеми этими бесконечными монологами персонажей, которые идут на жертву и пытаются объяснить и показать, ради чего они это делают, используя пафос к качестве машинки для выжимания слез у сентиментальных читателей, но вот повторную трансформацию Брюса и его неизбежное «превращение» в Бэтмена, который (может спойлер, может нет) теперь, в моем сознании уж точно, всегда будет отделен от красавчика-миллиардера, показали здесь с сильным эмоциональным напряжением, доведя ситуацию до того накала, когда зрители в кинотеатре сжимают до побелевших костяшек подлокотники кресел и потом утирают со лба пот.

б4

Помимо завершения «Сверхтяжести» и упомянутого выше бонуса «Detective Comics» (кстати, рисовал его заслуживающий отдельного упоминания Шон Мёрфи), издание содержит 51-й, предпоследний выпуск «Бэтмена» в рамках The New 52 (последний, 52-й, назывался «Список» и вышел отдельным синглом у «Азбуки»), который можно считать эпилогом серии. Здесь главному герою предлагается ответить на вопрос: «Готэм – это…?» Ответ думаю, вы уже знаете, или сможете найти здесь, отправившись с Тёмным Рыцарем в ещё один ночной патруль, опасный, сулящий множество неожиданных встреч и далеко не последний. «Расцвет» содержит также примечания для русских читателей и большую галерею обложек (есть даже одна для раскрашивания), среди которых почему-то большое количество отведено «альтернативке» серии «Бэтмен/Супермен», а конкретно, 50-му выпуску, где, судя по стараниями многочисленных художников, титульные персонажи устроили неплохую драку.

Когда заканчивается любимая серия – это всегда и здорово, и немного грустно. А «Бэтмен» Снайдера/Капулло это отличнейший ран двух классных авторов, сотворивших с любимым персонажем маленькое чудо. И пусть найдутся люди, которые покрутят пальцем у виска и скажут «Вот Кинг в Rebirth сделал классного Бэтмена, а это всё ерунда!»,  спорить с ними не буду (тем более, что ран Кинга уже в планах издательства и скоро выйдет первый том), просто останусь при своем мнении: всё, чему я стал свидетелем на протяжении этих восьми книг, было очень крутым и по-настоящему интересным. Прочитайте, если ещё не сделали этого, не пожалеете. А я, пожалуй, пойду, перечитаю заново.

www.azbooka.ru

Ссылки на обзоры предыдущих сборников серии:

Город Сов

Смерть семьи

Нулевой год. Тайный город

Нулевой год. Тёмный город

Эндшпиль

Сверхтяжесть

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s