Мнение: Сабрина. Жуткие приключения

с1.png

Можно пошутить о том, что почему-то почти все отечественные рецензенты, рассказывающие об этом комиксе, первым делом упоминают сериал «Сабрина, маленькая ведьма» (хотя в годы его трансляции по российскому телевидению смотреть нам, «пацанам», «девчоночьи» сериалы было не комильфо). Можно пошутить о том, что есть что-то ведьмовское в атмосфере Санкт-Петербурга и окрестностей, что заставляет издателей комиксов из северной столицы регулярно обращаться к теме современного колдовства – вон, «XL Media» издало «Ведьм» Скотта Снайдера и «Округ Хэрроу» Каллена Банна, а теперь с мистической историей про тёмные силы и их приспешников в нашем мире подтянулись и «Комильфо». Но на самом деле, данная книга оставляет мало простора для шуток, ведь, по факту, перед нами настоящий  классический хоррор, на каком-то особенно тёмном перекрестке свернувший не туда и умчавший героев подростковой «развлекаловки» в настоящее логово Сатаны. Благодарить за это стоит Роберто Агирре-Сакаса, важного человека в издательстве «Archie Comics», марвеловского автора (Marvel Knights, «Противостояние» по Кингу), сценариста популярных тв-сериалов вроде «Большая любовь» и недавний «Ривердейл», а также автора сценариев для голливудских фильмов вроде римейка «Керри» (так себе пункт в послужном списке, ну да ладно, бывает, на фоне остальных свершений выглядит мелким косяком).

с2

Начнём с того, что Сабрина – всё также ведьма, но уже не маленькая. Ей шестнадцать, она красавица-платиновая блондинка, и её парень Харви Кинкл как бы уже недвусмысленно намекает ей, что пора бы их отношениям стать чуть ближе. Но у девушки и без этого хватает проблем: её отец когда-то нарушил колдовской кодекс и женился на простой смертной, родившей ему дочь, которая теперь, вместе со своими тётушками-колдуньями, кузеном и котом-фамильяром (то есть духом, ставшим ведьминым слугой) переехала жить в городок под названием Гриндейл в дом, где также расположено похоронное агентство, и пытается вписаться в простую жизнь местной молодежи, стремясь окончательно решить для себя, кто же она на самом деле: обладающая выдающимися способностями ведьма, хранящая девственность для своего Господина и входящая в древнейший и могущественный Ковен, или же простая девочка-подросток, которая хочет любить, тусить и быть как все. Как скоро выясняется, даже всё вышеперечисленное в итоге оказывается совсем не теми проблемами, над которыми стоит ломать голову, ведь в Гриндейле появляется одержимая местью мадам Сатана, та, которую отец Сабрины бросил ради смертной женщины.

с3

Гриндейл, кстати, соседствует с Ривердейлом, где живёт знаменитый Арчи и его компашка, но, если Ривердейл – это классическая «одноэтажная Америка», чистенький и светлый город, то Гриндейл выглядит мрачным захолустьем, самым подходящим местом для того, чтобы здесь придумывать и воплощать в жизнь истории в стиле «южной готики». Этому ощущению крайне способствует рисунок Роберта Хэка: поданный в оттенках сепии и напоминающий пожухлые постеры старых хорроров, он всячески поддерживает выбранную автором ориентацию на «пугающее ретро», разве что многочисленные брызги крови выглядят подчас гротескными и небрежными пятнами красной краски, словно намекающей, что здесь все «не по настоящему». Хотя нет, как раз всё наоборот: события, разворачивающиеся в середине шестидесятых годов прошлого века будоражат кровь нервным напряжением, подчас яростными вспышками насилия и точным следованиям канонам «ведьмовского романа», включающим в себя колдовство (чёрное и ужасное, а не то, к которому привыкли фанаты Гарри Поттера), ночные шабаши, на которые является сам Князь Тьмы (не красавчик, как в «Люцифере» или других подобных фильмах, а самый настоящий монстр с козлиной головой, которого наверняка нужно целовать в зад), жертвоприношения и постоянные намёки на каннибализм ведьм. Обыгрывается много визуальных и сюжетных штампов: восставшая из ада ведьма медленно выходит из чёрной воды и шатается по лесу голой, добывая себе новую внешность (даже не хочу говорить, что было не так со «старой» внешностью) способами, которые привычно видеть в арсенале «героев» Стивена Кинга и Клайва Баркера; восставший же из-под земли мертвец раздирает дёрн и грязь под струями  дождя и бредет к себе домой, где скоро будут оплакивать не только его одного. Тема «зомби» в мире «Archie Comics» хорошо вам знакома, если вы уже прочитали «Загробную жизнь с Арчи», еще один постмодернистский хоррор от Агирре-Сакаса, и отголоском этого ужастика служит визит в Гриндейл двух знаменитых девушек, которые тоже оказываются совсем не теми, кем мы привыкли их видеть. Стоит ли говорить, что кузен Сабрины выполняет здесь функции Джагхеда Джонса, ещё больше сводя вместе эти «параллельные» комикс-миры?

с4

Ретро-эстетика выражена и во внешности главных героев комикса. Сабрина – нечто среднее между юной Мерилин Монро и сексапильными школьницами из «Твин Пикса» (вроде Одри Хорн), Вероника Лодж – вылитая Бетти Пейдж, икона pin-up и главная мечта таких парней, как Харви (кстати, чем не Арчи?), в руки которым, как и здесь, случайно попали «те самые» журналы. Вообще, здесь всё выглядит очень похожим и привычным: и покосившиеся дома, объятые то ли вечной осенью, то ли бесконечными сумерками, жуткие лесные чащи, вообще всё сюжетные ходы и повороты – но в итоге читаешь «Сабрину» на одном дыхании, иногда взволнованно перелистывая страницу побыстрее, что бы узнать, что было дальше; сидишь и говорить сам себе «Эй, это я уже сто раз видел!» (и главзлодея в роде школьного учителя, и раскрытие шабаша невольным свидетелем по причине ревности, и придурки-хулиганы, без которых не обходится не один «большой американский роман»), а всё равно, до самого конца не можешь оторваться. Наверное, в этом виновата ностальгия по старой недоброй классике вроде «Ребенка Розмари», но я предпочитаю думать, что это так филигранно сработали сценарист и художник комикса, может быть, с помощью каких-нибудь магических заклинаний или духов найдя рецепт идеального ужастика. Любите жутковатые рассказы про чёрную магию, ведьм и зомби? Тогда вы знаете, на что вам потратить свои деньги.

с5

Бонусами «Жутких приключений» являются альтернативные обложки для разных мероприятий и комикс-шопов, обыгрывающие не раз упомянутую хоррор-классику, а также наброски и эскизы персонажей, но среди всего этого особое место занимает мини-комикс 1941 года, показывающий первое появление мадам Сатаны. Из странностей стоит отметить то, что тпб от «Комильфо», почти всегда предпочитающих печатать комиксы в мягкой обложке с шитым блоком, на сей раз вышло с блоком клееным, причем бумага здесь чуть плотнее, чем обычно, и страницы приходится раскрывать широко, что, согласитесь, чревато. Наверное, их удержит ещё и магия, которой в этом комиксе завались. Крутой комикс, мне понравился. Детишкам не рекомендуется, как бы они не любили оригинальный сериал и всяческих там Винкс.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s