Мнение: Метабароны. Полное издание. Том второй

ме1.jpg

Сначала мне хотелось начать этот текст как-нибудь типа «Отон родил Агнара, Агнар родил Стальную голову, Стальная голова родил Агхору» и т.д, чтобы добавить ещё больше отсылок (которых здесь и без того хватает и которых этот графический роман вполне заслуживает) и подчеркнуть важность всех происходящих здесь на протяжении нескольких поколений событий. Но потом, пробежавшись вновь по страницам первого тома и с удовольствием прочитав том второй, я решил, что никакие ветхозаветные намёки не смогут передать того, что творится с размножением и личной жизнью потомков рода Кастака, великой касты Метабаронов, воинов, которых правители межзвездных империй зовут на помощь в самую трудную минуту и которые способны почти на всё, в том числе и на уничтожение целых миров. Не способны они лишь на одно – быть хоть немного счастливыми. Может быть, всему виной постоянные био и генетические модификации, может быть, всё упирается в древний кодекс, объединивший честь и садизм (в том числе, и по отношению к себе самому), может быть, дело в чём-то другом – что ж, пришло время вновь попытаться ответить на этот вопрос, благо, что продолжение величайшей графической саги Алехандро Ходоровски и Хуана Хименеса не заставило себя ждать.

ме3

Как вы помните, всю историю клана мы узнаём от двух роботов, коротающих время в семейном прибежище баронов, в Метабункере: один из них выступает в роли рассказчика, а второй всё время требует новых историй, очень часто получая вместо них грубые, но заковыристые и виртуозные ругательства. Стоит ли доверять этим механическим существам в качестве источника правдивой информации, учитывая, что память роботу можно стереть или перезаписать, а сам он в итоге может оказаться совсем не тем, за кого себя выдавал? Сомнительно, но других рассказчиков у нас нет. Итак, пережив несколько неприятных и внезапных потрясений, парочка роботов оказывается на планете, где их постоянно пытаются сожрать летающие ящеры и прочая доисторическая живность. Прервавшийся же на последних страницах главы «Стальная голова, дед» сюжет про железного воина, когда-то объединившегося телом и разумом с величайшим поэтом, продолжается драматичной историей любви и потерь, в которой оказалась замешана бабка нынешнего Метабарона, донья Висента Габриела де Рока.

ме7

Красавица (даже после того, что ей пришлось с собой сделать), принадлежала к знатному роду биосоциалистов, и термин «социализм», надо думать, Ходоровски использовал не зря: в этой главе эти самые социалисты из-за собственной несгибаемости и подчас глупости терпят поражение от явных «капиталистов» и призывают на помощь прежде ненавидимых «слуг режима», что можно рассматривать как политическую сатиру от Алехандро; сатиру, поданную с размахом межгалактических войн, не снившимся в те годы и фанатам «Звёздных войн». Ещё одним «коньком» Ходоровски является выдумывание самых разных преград на пути Метабаронов к размножению, и здесь он достиг такого совершенства, что бедный робот Тонто только и делает, что спрашивает своего говорливого друга, как же появился на свет нынешний Хозяин, если его предки умирали от неразделенной любви, выбирали, кому из детей в утробе матери жить, а кому умереть, и рождались гермафродитами без «привычных» возможностей к появлению потомства. Сексуальная (или асексуальная, тут уж по вашим интересам) жизнь действующих лиц – это ещё и отличная «лаборатория» по препарированию мифов, легенд и классических историй; столь волнующий Ходоровски инцест (на самом деле таким не являющийся) восходит к сказаниям о царе Эдипе, существа «двух полов», равно как и неразделенные близнецы, почитающиеся как высшие создания, тоже хорошо представлены в мифологии, трагедии потерянной красоты и уничтоженной любви словно просятся сюда со страниц поэзии Шекспира и других великих драматургов.

ме4

Даже сюжетный поворот с вырыванием глаз перекочевал прямиком из буддизма, только там, в одном из сказаний о первых учениках Будды, молодой послушник проделывал это после того, как женщина похвалила его за красивый взгляд. Может быть, именно эта отсылка, вместе с кодексом Буситака, прототипом которого стал кодекс самураев Бусидо, заставляет искать взаимосвязи «Метабаронов» с восточной (а не европейской) культурой, в которой честь, сдержанность, особый философский взгляд на жизнь и жестокость всегда шли рука об руку, да и эпоху феодализма и связанного с ней вассалитета, нашедшего отражение в этой саге далёкого будущего, Китай и Япония тоже пережили. С другой стороны, никто не запретит думать, что это намеренное обнажение «перверсий» и «уродств» — лишь психоаналитические сеансы самого Ходоровски, вынесенные, как и ранее его странные фильмы, на всеобщее обозрение.

ме5

Но вернемся к событиям тома. Если вы умели подумать, что персонажа странней, чем Стальная голова, придумать нельзя, то вот вам Агхора, возможно, самый величайший воин касты – и, вероятно, тот самый идеальный андрогин, божество, выведением которого так озабочены ведьмы Шабда-Уд, как мы помним по предшествующим событиям. Достаточно сказать, что на его счету уничтоженная враждебная Вселенная, со всеми её обитателями – и он это сделал в одиночку. Но и его сыну судьбой было предначертано не только пережить множество не менее грандиозных приключений, но и поставить точку в истории воинственного рода. Как и прежде, вопросы наследования (метабарон может быть только один и однажды любому сыну суждено сойтись со своим отцом в смертельном поединке, который можно назвать финальной инициацией после серии мучительных пыток, закаляющих волю) для авторов серии – хороший, драматический повод, чтобы…творить безумства вселенского масштаба, с чем они отлично справляются на протяжении всех глав. Огромные биокорабли, похожие или на обитателей земного океана, или на увеличенных до размера планет паразитов, паучихи-убийцы, освоившие клонирование воины, способные размножить самих себя до миллиардной армии, битвы имперских флотов на фоне десятков обитаемых миров с самыми фантастическими и обитателями и невероятными, визионерскими пейзажами…и всё это превосходно оживил Хуан Хименес, каждый рисунок которого можно брать и вешать на стену в рамке. Если вам кажется, что всё же иногда создателей серии «заносит» и их идеи выходят из-под контроля, то, вероятнее всего, вам не кажется – лично я пока не готов избавиться от странного ощущения после того, как авторы «познакомили» нас со сверхрасой эволюционировавших вшей, замахнувшихся на господство в всей Вселенной. Но всё это как-то само собой уживается с почти что мессианским настроением финальной главы «Метабаронов», а для этого надо было быть настоящими гениями.

ме6

В данный том вошли три альбома с 6-го по 8-й, но по объему он практически не отстает от предшественника. Всё дело в более чем ста страницах дополнительных материалов, среди которых представлены зарисовки, эскизы, портреты героев, интервью с создателями (а также их биографии), которые охотно рассказывают о своих персонажах, анализируют их и делятся источниками вдохновения. Разбираются самые разные темы: кровосмешение, любовь, генеалогия рода Кастака, оскорбления, которыми сыплют роботы. Также здесь много информации из первых рук о процессе создания комикса, оценивается его влияние на массовую культуру и рассказывается об играх по мотивам «Метабаронов» и прочих занимательных вещах. Попали сюда и два коротких бонусных комикса. Среди всего этого можно обнаружить завуалированные рассуждения, позволяющие подумать, что своих «метадетей», при всей их суровости и жестокости, Ходоровски и Хименес всё же стремились представить божественными существами, но это уже повод для философских рассуждений, на которые буквально провоцирует эта безумная фантастическая сага, поданная как образцовая «космоопера» и, в то же время, решительно рвущая все её каноны. Что касается рисунка, то в трех представленных альбомах кровищи по-прежнему много, а вот эротических сцен и обнажёнки стало гораздо меньше, что, впрочем, не делает «Метабаронов» разрешенным чтивом для лиц младше 18-ти. Всем остальным – обязательно к ознакомлению, может быть, эти графические романы перевернут ваше представление о фантастике. В визуальном плане так уж точно. Русское издание выглядит дорогим и солидным, здесь плотная глянцевая бумага, отличная полиграфия и твёрдый переплет. Один «технический» момент остался мною, правда, не понятым: первый том вышел с кругленным корешком, а второй с прямым; не претензия, просто странно, да и на полке одинаковые корешки явно смотрелись бы лучше. На мой взгляд, это – лучший европейский комикс, изданный на русском в 2017 году.

www.eksmo.ru

 

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s