Мнение: Чудеса

ч1

Комиксы «Marvel» заставили несколько поколений увлеченных читателей поверить в то, что чудеса возможны. Более того, эти чудеса происходят прямо рядом с нами, на наших глазах, на соседних улицах мегаполиса, где герои новых мифов спасают мир от зла. Но на протяжении десятилетий мало кто из авторов обращал внимание на сторонних наблюдателей, бывших свидетелями этих чудес – всех больше волновало погружение во внутренний мир «особых» персонажей, описание их фантастических приключений и сверхвозможностей, которые и помогали им возвышаться над «обычными» и «среднестатистическими» людьми, постоянно нуждавшихся в защите и спасении. Но Курт Бьюсик и Алекс Росс, берясь за работу над «Чудесами», решительно изменили отношение к этому вопросу – они задумали пересказать историю мира «Marvel», начиная с момента появления первых комиксов и до начала девяностых (комикс в оригинале выходил в четырех выпусках в 1994-м), но с точки зрения рядового человека, бывшего долгие годы свидетелем самых невероятных событий. Можно сказать, что в образе главного героя, фоторепортера Фила Шелдона, авторы воплотили собирательный образ читателей комиксов «Marvel», которые с 1939-года были постоянными наблюдателями, своими глазами увидевшими зарождение эры супергероев и испытывающими год за годом примерно те же чувства и переживания, что и Фил, человек с фотокамерой (как Питер Паркер, которого он, видимо, по причине конкуренции, не очень любит, не догадываясь о его альтер эго) и с чёрной повязкой на глазу (как Ник Фьюри, который здесь, впрочем, ещё лишен этой отличительной детали), вещами, тоже придающими ему некоторое сходство с его любимыми «Чудесами».

ч2

Есть такая фраза Конфуция: «Чтобы вы жили в эпоху перемен». Вообще-то в консервативном обществе, к которому стремился великий философ, это пожелание трактовалось как проклятие врагам. Его ещё иногда переводят как «Чтобы вы жили в интересные времена». Так вот, в эти самые времена и живут герои этого графического романа, и, как не сложно догадаться, для многих из них это действительно сродни проклятию. Но в самом начале, на заре сороковых, Фил Шелдон и его друзья об этом не задумываются – у них нет на это времени, ведь что ни день, то в родном Нью-Йорке происходит нечто невероятное. Человек-Факел, Новый Франкенштейн, детище профессора Хортона, вступает в смертельные (несмотря на это, крайне регулярные) схватки с повелителем подводного царства Нэмором, сея не только семена паники, но и любопытства. Миллионера, плейбоя и филантропа Железный Человек, а конкуренцию высоткам Манхэттена готов составить Великан Хэнк Пим или, на худой конец, Пожиратель миров Галактус. В это же время на европейских фронтах Второй Мировой Капитан Америка, патриотический символ нации, успешно борется со шпионами и фашистами. Одним словом, только и успевай отщелкивать километры пленки, наблюдая за всем этим.

ч3

Героев становится всё больше, их слава бежит впереди них, они превращаются в новых звезд (как, например, Фантастическая четверка)…вызывая у людей не только восторг, но и непонимание, и даже ненависть. Джона Джеймсон жаждет разоблачений «ужасного Человека-паука», обыватели волнуются за свое будущее и начинают ненавидеть «не таких, как мы», давая волю ксенофобии по отношению к Людям Икс, мутантам-изгоям. Так всё и было, скажут вам историки и фанаты комиксов: образ сверхчеловека, популярный во время войны, после её окончания быстро сошёл на нет, уступив место «непростым» вопросам равенства и «инаковости», и здесь комикс-индустрия была на передовой, умело задавая эти неудобные вопросы в своих вроде бы развлекательных и несерьезных нарисованных историях, где есть место для разрушителей миров типа Галактуса и героев с прозвищами Человек-муравей и Оса, костюмы которой становятся для местных модниц актуальным трендом. Интересно то, что Фил Шелдон наблюдает здесь не только за героями, фиксируя их победы, поражения и личную жизнь, выставленную на обозрения жаждущей зрелищ публики – он наблюдает за людьми, оценивая и пытаясь понять их отношение к супергероям, встречая как восторги, так и агрессию. Через этот «взгляд» показывают, как общество неоднозначно относилось к комиксам – пока одни неслись в ближайший магазин за новым номером, сжимая в ладони монетку, другие принимались осуждать, корректировать, и запрещать.

ч5

Вообще Бьюсик и Росс смогли совершить тоже своего рода Чудо – описать в четырех главах целую эпоху, причем с разных точек зрения, зафиксировав её важнейшие события и создав…ну, если не считаете это кощунством, то «Новый Комикс-Завет». Поэтому «Чудеса» почти целиком состоят из отсылок: здесь упомянуты, пусть даже мельком, все основные классические сюжеты начиная от самого первого выпуска «Marvel Comics», где профессор Хортон представил публике свое творение и заканчивая…впрочем, заканчивать эту историю пока ещё слишком рано. Помимо самих комиксов, помимо ставших культовых обложек, авторы уделили массу времени и сил воссозданию эпохи, в которой происходит действие. Одежда, прически, интерьеры, архитектура, музыка – всё это на сто процентов задействует Росса в своих акварельных рисунках, цветовая гамма которых всегда склоняется к ретро-оттенкам, к чёрно-белым кадрам кинохроники, к пожелтевшим газетным фотографиям. Чудесные герои комикса все поголовно срисованы с кинозвезд тех лет: многих уже сложно вспомнить по именам, но вот Тони Старк один-в-один похож на Тимоти Далтона, один раз сыгравшего Джеймса Бонда, ещё одного героя современного мифа, выходящего с лёгкой руки художника за пределы комикс-легенд и позволяющего «заимствовать» для полноты картины сторонних персонажей, вроде моряка Папая, и героев из других комикс-миров, не менее знаменитых Кларка Кента с Лоис Лейн и «Хранителей» Мура. Не смогли их найти на страницах «Чудес»? Ничего страшного, обширные примечания в конце книги помогут вам обнаружить скрытых гостей и отсылки в промышленных масштабах, а также подскажут, в каких именно номерах культовых серий происходили те или иные события. Также есть интересный материал о том, как Росс работал над созданием персонажей, но этот бонус был и первом издании «Чудес», уже выходивших в коллекции от Hachette/Panini. А вот чего там не было, так это увеличенного делюкс-формата (а рисунок Алекса – это тот случай, когда размер имеет значение), суперобложки и множества бонусов, от черновых набросков, эскизов и раскадровок целых страниц до постеров со злодеями  и героями Marvel и оммажей уже упомянутых обложек, ставших с тех пор объектами поп-арта. Хвалебные статьи Стэна Ли и Скотта МакКлауда также прилагаются.

ч6

«Чудеса» заканчиваются на грустной ноте событием, которое перевернуло мир «супергеройских» комиксов, привнеся в него смерть, чувство вины и прочие признаки «человечности», без которой комиксы, пережившие взлеты, падения и постулаты «Кодекса комиксов», вряд ли бы сохранили свою популярность в наше время. Но история Бьюсика и Росса не оставляет читателей в печали, ведь здесь чётко прослеживается идея преемственности поколений, когда «старики» передают эстафету молодым и готовым также трепетно верить в Чудеса. В России второе (и однозначно лучшее) издание «Чудес» осуществило издательство «Jellyfish Jam», выпустив книгу, которая абсолютно точно должна быть на вашей книжной полке, если вы любите супергеройские комиксы. Пересказ огромной, часто поражающей воображение, порой наивной и иногда с трудом читаемой в своем первоначальном виде (если судить по многочисленным ретро-выпускам тех же «Hachette») эпохи получился исчерпывающим, взрослым и серьезным, подняв саму идею «нарисованных историй» до уровня настоящей литературы.

 

https://vk.com/jellyfishjam

Реклама

Мнение: Чудеса: 3 комментария

  1. Уведомление: Мнение: Тор и Локи. Заклятые братья — wicomix

  2. Уведомление: Мнение: Сорвиголова. Полное издание. Том первый — wicomix

  3. Уведомление: Мнение: Царство небесное. Абсолютное издание — wicomix

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s