Мнение: Бабушка Ноннон

бн1

Среди бабушек и нянь, самым положительным образом повлиявших на воспитание и кругозор будущих литературных гениев (а, значит, и на всю мировую литературу), простая японская крестьянка Фуса Кагэяма определенно занимает достойное место: именно эта женщина помогала по хозяйству в семье Сигэру Мидзуки в начале тридцатых годов прошлого века, прослыв также среди местной ребятни большим знатоком всякой мистической нечисти, которая, если верить фольклору, окружает японцев со всех сторон. Кстати, среди авторов, удостоившихся чести быть основателями целых жанров в той или иной области искусств, сам Мидзуки тоже занимает не последнее место – он стал создателем очень популярной «ёкай манги», как раз и рассказывающей об этих самых сущностях и их отношениях с человеком. Сигэру не просто давал волю воображению и придумывал духов, чудовищ, призраков и прочих «потусторонников», напротив, он изучал фольклор родной страны и своими работами внес большой вклад в сохранение и популяризацию устной народной традиции. Традиции, носителем которой, безусловно, являлась Фуса Кагэяма, а вместе с ней и бабушка Ноннон, героиня одной из самых известных работ Мидзуки, автобиографической манги, в которой он в 1977 году оживил события и переживания своего тогда уже далёкого детства.

бн2

Первые (цветные) страницы манги показывают в общем-то, обычный деревенский быт: мелкие пацаны играют в «войнушку» и, повторяя за взрослыми, лупят друг друга до первой крови в постоянных сражениях, женщины ведут хозяйство, мужчины работают и пытаются прокормить семью. Главный герой манги – парнишка по прозвищу Гэгэ (так друзья в свое время звали самого Мидзуки), средний из трех братьев, живущих со своими родителями в небольшой деревеньке. Мальчик не очень любит учиться, зато в большим вдохновением рисует «истории в картинках», богатый материал для которых поставляет бабушка Ноннон, главный «эксперт» по общению с ёкаями, которые, если верить ей, живут везде: в каждом доме по домовому, в деревне есть обязательный дом с приведениями, а стоит просто выйти на дорогу или искупаться в бане, как к тебе тут же привяжется какой-нибудь дух или призрак, для общения с которыми люди придумали целый свод правил…или же суеверий, как утверждают «прогрессивно» настроенные взрослые. Но детям гораздо интереснее проводить время не с ними, а с бабушкой, которая и писать-то толком не умеет, зато чисто на подсознательном уровне воспринимается как носитель народной мудрости, связывающей прошлое с настоящим тонкими, невидимыми и легко рвущимися ниточками.

бн3

Сюжет манги построен так, что сразу и не поймешь – есть ли эти ёкаи на самом деле или же просто разгулявшаяся от рассказов старушки фантазия Гэгэ вызывает странные видения. Зато сразу понятно – мир, в котором живет паренек, далеко не идеален. Замкнутый мирок рыбацкой деревни, а вместе с ней и вся Япония, стоит на пороге перемен: традиционный уклад общества трещит по швам, кичливость своим прошлым уступает место в сознании юных героев интересом ко всему новому, «городскому», а политическая и экономическая ситуации заставляют желать лучшего. Этот «конфликт эпох и мировоззрений» находит свое воплощение даже в тесном кругу семейства Мидзуки: мама Сигэру к месту и не к месту перечисляет выдающиеся заслуги своей семьи (от которых даже не осталось ржавого самурайского меча), а папа настойчиво тратит время и силы на не слишком удачные с точки зрения прибыли проекты, то пытаясь стать «Человеком с бульвара Капуцинов», демонстрируя местным чудеса синематографа, то погружаясь в банковское дело и пропагандируя среди недалеких односельчан преимущества страхования и кредитования.

бн4

В контексте автобиографической истории следует понимать, в каком положении находилась Япония к 1931 году: разгребая последствия мирового экономического кризиса 1929-го, в в постоянном конфликте с Китаем (что в итоге вылилось в полномасштабную войну) и под жестким давлением набирающей обороты пропаганды, воспитывающей из мальчиков «настоящих солдат, готовых умереть за Родину» и призывающей развернуть развитие страны и отвернуться от «европейских ценностей» к «ценностям традиционным». Короче, все болезненные симптомы нации, приведшие в итоге к катастрофе во Второй Мировой и к ужасам Хиросимы и Нагасаки, проявляют себе здесь. Может быть, не так ярко и обличительно, как в «Босоногом Гэне», но тоже весьма ощутимо. Некая детская беззаботность первых глав быстро сменяется по-настоящему страшными историями, и они как раз не о призраках. Если вам не по себе, когда на страницах книг вот так просто умирают маленькие дети от болезней или в результате несчастных случаев, то вам (как любому нормальному человеку) читать «Бабушку» будет местами тяжело. Голод тоже вносит свои коррективы в жизнь людей. А тех девочек, кто не умер от кори и туберкулеза, могут легко и просто продать в школу гейш, фактически, отдавая в рабство.

бн6

Короче, «реалистичное» пространство манги порой очень неуютно…и крайне жизненно. Поэтому обращение к «потустороннему» выглядит как отличная попытка мудрой женщины примирить своих юных подопечных с этой самой реальностью – подготовить их к смерти, к потерям, к несправедливым поступкам и прочим горестям взрослой жизни с помощью сверхестественных причин и объяснений. Случилась беда? Значит, что-то ты сделал не так и ёкаи на тебя обиделись. Но ничего, со всеми можно договориться, для этого есть молитвы и ритуалы. Умер близкий человек и ты не можешь с этим примириться? Так он попал в рай, замечательное место, которое юный Сигэру однажды увидел в своих видениях. И вообще, совсем плохих людей не бывает…по крайней мере, их не так уж много (и с ними можно и нужно бороться, несмотря на социальное положение и устои), ведь даже в грабителе, которого ищет полиция, можно найти что-то по-человечески хорошее, надо только подобрать правильные слова и сделать верные поступки. Это мировоззрение оказывает на героя манги существенное влияние, и, постепенно взрослея, он всё дальше отходит от воинственного поведения своих ровесников, в результате открывая для себя принципы пацифизма. Увы, в масштабах нации он оказался в меньшинстве и всё мы знаем, к чему это привело.

бн7

«Бабушка Ноннон» — сборник интересных и жизненных историй. Но и любителям потустороннего и странного здесь приготовлено множество занимательных, порой смешных, порой жутких встреч с совершенно невероятными существами, поджидающими вас чуть ли не на каждой странице. А выдумки эти встречи или самая что ни на есть настоящая быль – решать уже самим читателям. Манга была впервые напечатана в 1977-м, но не выглядит постаревшей. У Мидзуки довольно оригинальный стиль рисунка и он далек от массовой «большеглазой» манги, оставаясь все эти годы сугубо авторским, неповторимым. Из визуальных «фишек» стоит отметить тот факт, что у всех героев в момент сильного эмоционального напряжения из ноздрей вырывается струя пара или что-то типа того, а у самым неприглядных персонажей порой смешно оттопыривается нижняя губа, делая их похожими на разъяренных гусей или обезьян. Действующие лица порой выглядят комично и карикатурно, а вот покосившиеся деревенские домишки, узкие улочки, морские пейзажи, национальная одежда и интерьеры, наполненные предметами и атмосферой той эпохи, нарисованы с предельным реализмом, заставляющим пристально всматриваться в детали. Выпустило эту работу Мастера брянское издательство комиксов «Alt Graph», манга вышла в твёрдом переплете, в конце (ну, или в начале, если вы на минутку забудете, что мангу читают справа налево) есть интересная биографическая статья об авторе и страница с примечаниями. Честный и душевный рассказ-воспоминание о детстве, которое бабушка Ноннон сделала чуточку ярче и добрее. Замечательная вещь.

www.alt-graph.ru

Реклама

Мнение: Бабушка Ноннон: 3 комментария

  1. Уведомление: Лист ожидания: «Дан приказ умереть» — wicomix

  2. Уведомление: Лист ожидания: «Дан приказ умереть!» — wicomix

  3. Уведомление: Мнение: Дан приказ умереть! — wicomix

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s