Мнение: Дно. Книга первая: Отчаянная надежда

l1

Можно бесконечно долго смотреть на некоторые вещи: на звёзды, на огонь, на воду и на то, как многие отечественные читатели, критики и обозреватели (чего уж там, тоже грешен) комиксов пытаются пошутить про русское название графической истории Рика Ремендера «Low», первый том которой недавно выпустило издательство «XL Media». Если учесть, что почти одновременно с этой книгой был издан отечественный комикс, в названии которого также фигурирует «донная» тематика, то остроты про «российскую индустрию, достигшую дна» необратимы. Как и тот факт, что однажды солнце уничтожит всё живое на нашей планете. Так что лучше поговорим об этом.

l4

Итак, светило увеличилось в размерах и отравило Землю радиацией. Люди нашли выход из этой ситуации и перебрались на дно океана, оборудовав купольные города. Казалось бы, надо жить и радоваться, что судьба дала такой шанс, и всячески поддерживать хрупкий мирок, но люди есть люди и очень скоро подводные убежища превратились в рассадники пиратства, коррупции, преступности и прочих радостей жизни, которых хватало и на поверхности. Чувствуя бренность своего существования, власть имущие живут по актуальному принципу «после нас хоть потоп», проводя время в наркотическом угаре и разнузданных оргиях, возомнив себя римскими патрициями времен упадка Империи, введя моды на древнегреческие дионисии и даже возобновив гладиаторские бои. Вся эта вакханалия достигает апогея, когда становится известно – чистого воздуха надолго не хватит, и скоро всем придет каюк, так что давайте ещё активнее отрываться и веселиться. Но находится женщина, не теряющая надежды. Её зовут Стел Кейн и несмотря на трагедию в прошлом, разлучившую её с дочерями, несмотря на всеобщий упадок, она не перестает быть оптимистом и верит в то, что шансы спастись есть, надо дождаться сигнала о пригодной для жизни планете от зондов, запущенных в космос давным-давно. Короче, Стел живет по принципу «будь оптимистом, это всех раздражает» и скоро её уверенность подтверждается и заставляет Кейн вместе с заблудшим сыном-полицейским Мариком, ставшим винтиком Системы, отправиться в опасное путешествие, погружаясь в кошмары своего прошлого ради будущего.

l2

Собственно, оптимизм главное героини – то, ради чего Ремендер и взялся за создание «Дна», не особенно это и скрывая. Дно для Рика – всего лишь хорошая аллегория, и у этого есть свои плюсы, и свои минусы. Плюсы – это фразы типа «раз уж ты на самом дне, то можно двигаться только вверх!», подбивающая персонажей на героические поступки, перед которыми они как следует пересматривают свои взгляды на жизнь. Тут вообще можно найти кучу «мотивирующих» цитат, заражающих уверенностью в том, что комикс мог бы подойти в качестве неплохого инструмента «личностного роста», не будь он таким депрессивным в некоторых местах. Подкупает и уверенность главной Стел, её пробивной характер и обаяние взрослой женщины. В чём-то видится её отдаленная схожесть с героиней «Токийского призрака», тоже созданного Ремендером: обе живут в разваливающимся мире, обе проходят через ад, драматично теряют близких и любимых, но сохраняют уверенность в себе. Обилие «закадрового» текста с размышлениями персонажей, характерного для комиксов Рика, тоже в наличии. Минусы же здесь, скорее, технические. Такое чувство, что, придумав всю ситуацию с подводными городами, Рик не слишком заморачивался о том, как придать всему этому достоверности: то тут, то там на фоне событий, которые легко представить себе в любой постапокалиптической обстановке (да хоть в том же «Безумном Максе»), в глаза лезут мелкие несуразности. Вот герои, почти умирающие от того, что в их скафандрах закончился кислород, легко проникают в соседний город через…систему вентиляции, и делают это просто преодолев некий барьер. Шлюзы (ну, там, где кончается океан и можно уже ходить посуху и нормально дышать), декомпрессия и прочие жизненно важные «азбучные истины» выживания на глубине – нет, нам не до этого, надо раскручивать сюжет. Также я не совсем понял две вещи. Первая – если воздух загрязнён и отравлен (проще говоря, в нём много углерода и мало кислорода), почему даже фатальный для героев временной провал в четыре месяца не приводит к тому, что все вокруг ходят как варёные рыбы, заговариваются и задыхаются? Никаких следов кислородного голодания, у всех хватает сил и на бои, и оргии. Это как конец света в «Интерстеллар» Нолана: все уже собрались помирать через год, а проходит двадцать пять лет и ничего не меняется в худшую сторону, побивая все рекорды на самый вялый апокалипсис. Вторая не понятая мною вещь: допустим, героиня получила сигнал от зонда, но дальше-то что? Есть вариант, что в первом томе нам показали не всё, но следов грандиозной космической программы у подводников что-то я не заметил, наоборот, общество вон как живо регрессирует. И, если счёт уже идёт на месяцы, то когда, куда, откуда и с каким количеством пассажиров на борту будут стартовать мифические корабли, увозя с земли последних обитателей? Вот не думал, что буду придираться к Ремендеру, числящемуся в моей личной пятерке лучших авторов, а вот как повернулось-то всё на дне морском.

l3

Художника серии, Грега Токкини, называют здесь чуть ли не наследником европейских создателей комиксов и в легкую сравнивают его с Мило Манарой. Ну да, Грег тоже не прочь рисовать обнаженных красавиц (напомню, тут оргии и всё такое, так что комикс строго 18+, здесь фактически каждая глава начинается с того, что кто-то кого-то…ну, вы поняли), но, в отличии от того же Манары, у которого женская красота подана с анатомической достоверностью и представляет собой авторский фетиш, у Токкини рисунок более быстрый, поверхностный, даже эскизный, когда очертания тел, а также костюмов, построек и кораблей поданы резкими и ломкими линиями, небрежными, и, чего уж там, не всегда признающими пропорции*. Кое-что роднит его стиль с работами Эммы Риос, художницы комиксов «Смертельно прекрасна» и «Стрэндж: Начало»: не всегда понятно из-за слегка экспрессивного завихрения линий и образов что же происходит в кадре, из-за чего восприятие сюжета может притормаживать (чисто субъективно). Зато подводные виды с океаническими левиафанами, которых точно породила радиация, просто фееричны, я, чего уж там, на некоторых страницах «залипал». Так что всё слегка неоднозначно.

«Дно» использует фантастический (скорее, даже фэнтезийный, напоминающий чем-то классические «развлекаловки» Берроуза про Тарзана или Барсумские хроники) антураж в актуальном стиле «безрадостного будущего на умирающей планете», маскируя за ним пронзительную историю о семейных ценностях и надежде. Приключений здесь тоже в избытке, но они довольно типичные: счастливая семья, которую поджидает несчастье, разлука, плен, старые враги, предательство, сложный выбор, конфликт между «безоблачным детством» и «взрослой жизнью». Над всем этим витает простые и понятные истины, с которыми  трудно не согласиться. Но истины истинами, а от приключенческого комикса в целом и от Ремендера в частности, всё же хочется чего-то большего, может быть, всё это ждёт в продолжении.

Издание «XL media» стандартно-хорошо: твёрдая обложка, хорошие бумага и полиграфия, вступительное и всё сразу же объясняющее слово автора, галерея альтернативных обложек и эскизы персонажей.

All-focus

*типичный пример наспех сделанного рисунка Токкини: на фиг пропорции, ноги у героини не сгибаются при ходьбе по лестнице и одна длиннее другой.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s