Мнение: Мечтают ли андроиды об электроовцах?

and1

Вот оно, влияние Голливуда: долгое время роман американского писателя Филипа К. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», оставался в тени фильма Ридли Скотта «Бегущий по лезвию», который, несмотря на финансовый провал, неразбериху с альтернативными концовками и темп, больше подходящий под название «Ползущий по лезвию», чем не преминули воспользоваться шутники-журналисты, заслужил культовый статус и по сей день остается одним из самых известных фантастических фильмов. Да что там, ставшее почти что брендом динамичное название кинокартины и со мной однажды сыграло злую шутку. Купив ещё в школьные годы книгу под названием «Бегущий по лезвию», я, к своему удивлению, никаких бегущих под обложкой не нашел, вместо них были какие-то нелепые электроовцы, что сильно повлияло на мое восприятие романа. К счастью, время всё расставило по своим местам: и персональный читательский опыт, и мнения подавляющего большинства критиков и любителей НФ сошлись в том, что «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» — это выдающийся и многоплановый роман, преломляющий общечеловеческие вопросы через призму прогнозов о ближайшем и не столь уж фантастическом будущем, где изменилось всё и не в самую лучшую сторону, и которое, тем не менее, так похоже на настоящее. Это роман одного уровня с «451 градус по Фаренгейту» Брэдбери, его можно и нужно перечитывать раз в пять-десять лет и, буквально обливаясь холодным потом, замечать, как точно автор выстроил неблагоприятную, но абсолютно реальную модель развития общества. На волне вновь поднявшегося интереса к фильму Скотта, получившему в этом году продолжение, мы имеем возможность вновь вернуться в мир андроидов, ничем не отличающихся от людей, и людей, ведущих на этих андроидов охоту – теперь роман Дика доступен в виде комикса, призванного помочь увидеть классическую историю с нового ракурса и привлечь внимание молодых читателей, которые, может быть, уже и не читают обычные книги.

and2

Долгое вступление – это ещё и следствие того, что о самом комиксе у меня много сказать не получиться (но это не плохо). Дело в том, что теперь покойного Дика можно смело записывать в сценаристы «нарисованных историй». Берясь за создание этой серии, издательство «Boom!Studios» поставило перед создателями цель как можно полнее передать сюжет книги, её атмосферу, характеры и даже внешность её персонажей, не отходя ни на шаг от оригинала и воплощая в рисунке все слова автора, которыми он описывал те или иные сцены. Сказано у Филипа, что «Изидор разглядел, что вся одежда девушки состояла из пижамных брюк и что у неё прекрасная, пусть и слишком миниатюрная фигура», значит, именно это вы и увидите на страницах комикса в долгом, на несколько страниц диалоге на фоне заброшенных коридоров и серых стен. Художник Тони Паркер и колорист Блонд берут почившего писателя в соавторы, отводя на каждой странице много места под оригинальный авторский текст (русский текст, кстати, полностью соответствует переводу М. Пчелинцева, в котором большинство из нас и читали данный роман).

and3

Но, поскольку мы имеем дело всё же с комиксом, где рисунок не менее важен, чем слова, отмечу отлично выполненную графическую часть: видно, что рисуют Паркер и Блонд опираясь на собственные ощущения от романа, стремясь не упустить его настроение. Визуально главный герой, Рик Декард — далеко на Харрисон Форд, здесь это усталый, среднестатистический полицейский, неброский мужчина не первой свежести, находящийся из-за своей работы (а он отстреливает не прошедших специальный тест на эмпатию роботов, сбежавших на Землю с марсианских колоний) в постоянном пограничном состоянии. Окружающий его «реальный» мир, переживший катастрофу и тотальное заражение, сер, упадочен и заполнен нездоровыми оттенками, иногда образующими завесу мрака, сквозь который, однако, превосходно просматриваются все детали (несколько старомодные интерьеры, детали одежды, предметы и городские ландшафты). Внутренний же мир героя изломан телешоу, регулируемыми с помощью хитроумных, но не способных никого сделать счастливыми девайсов эмоциями, поп-религией и ощущением внутренней пустоты, которая постепенно начинает заполняться шизофреническими мыслями, не является ли Рик сам андроидом со стёртой памятью.

and8

Декард – герой…да и не герой вовсе, а исполнитель приказов, маленький, жаждущий и к чему-то несбыточному стремящийся человек, но предел его желаний – завести «настоящего» домашнего питомца, а не робота, и ради этой мечты он берется за очередное задание и убивает, убивает, убивает, давая насилию и усталости переформатировать свой мозг, вызвав в нём тотальные сомнения. Когда-то его главная (по сути, нелепая и вызывающая даже жалость) мечта казалось понятной на фоне разрушенного мира, но сейчас, если честно, кажется, что Рик идёт на том же поводке под названием «не такой, как все», который в наши дни тянет людей за собой в магазины, какими-то скрытыми сигналами вынуждая их покупать самые дорогие гаджеты для того, чтобы ощутить себя счастливыми и успешными. Впрочем, эта аналогия «живого» и «мёртвого», поданная через ценнейших домашних питомцев, лишь одна из авторских ступенек, шагая по которым,  читатель попадает на разные уровни писательских ловушек, каждая из которых взрывается неожиданным сюжетным ходом и оставляет шрамы от вопросов «что делает нас людьми?», «дает ли способность сопереживать нам право убивать?», «Насколько реальна реальность?», «где грань, четко разделяющая «настоящее» и «искусственное» и «не все ли мы лишь создания высшего существа, такие же отлично сработанные андроиды, мнящие себя королями мира?».

and6

Пересказывать сюжет более подробно – значит откровенно выдавать кучу спойлеров тем читателям, кто ещё не знаком с этой книгой, или же вызывать скуку у тех, кто давно уже прочитал роман, но рассуждать о нём можно долго. И заниматься этим не стоит, ведь всё равно так, как это делают настоящие мастера слова, чьи короткие эссе, размышления и воспоминания на тему «Филип К. Дик и его роль в моей жизни», также вошли в это издание, у меня точно не получится. Между тем, есть что сказать у таких видных деятелей комикс-индустрии, как Мэтт Фрэкшн, Эд Брубейкер и Уоррен Эллис, товарищам Дика по фантастическому чеху и его последователям тоже предоставлена возможность поделиться сокровенным. Вообще, эта коллекция статей занимает солидную часть увесистого омнибуса, в который вошли всё двадцать четыре выпуска серии, интервью с дочерью писателя, а также большая подборка оригинальных и альтернативных обложек всех синглов, и их стиль варьируется от глючного киберпанка до неонового-дождливых декораций фильма Ридли Скотта. Издание на русском от «fanzon» выглядит просто роскошно: 640 (!) страниц в твёрдой обложке с большой площадью «золотого» тиснения, безусловно, украсят любую книжную полку. Сам комикс получился классным именно благодаря стопроцентному следованию оригиналу, атмосфера которого подчеркнута профессиональным и стильным рисунком, вносящим в мир знаменитого писателя новые оттенки. Может быть, кто-то возьмётся за чтение «электроовец» под влиянием нового ремейка «Бегущего», а кто-то решит сравнить свои ощущения от прочтения романа с версией Паркера и Блонда, для кого-то это наверняка станет первым шагом в мир Дика, а кто-то просто полистает книгу из-за любви к фантастике, да и нырнет с головой в сюжет и философию истории. Пропускать не стоит, такие грамотные адаптации выходят пока ещё крайне редко.

www.fanzon-portal.ru

and5

Мнение: Мечтают ли андроиды об электроовцах?: 2 комментария

  1. Что и говорить: адский и благородный труд со стороны художников (с трудом верится, кстати, что их всего лишь двое!) — проиллюстрировать каждую сцену в целой книге (с полным, кстати говоря, текстом)!!! Плюс, рисовка в стиле «нуар» добавляет произведению атмосферы…

    Нравится

  2. Вообще спасибо за разбор. Я думаю стоит ознакомиться! Я в силу своего возроста, читаю очень мало, но научную фантастику ОБОЖАЮ! Так что может дествительно не паритса с текстом и взять комикс, как более упрошеный вариант?

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s