Мнение: Лучшее от Арчи. Первая часть

ar1

Он не умеет летать, родители не отправляли его на другую планету, он далеко не миллиардер, и, если его и кусали пауки и прочие насекомые, то на его жизни и здоровье это вроде бы никак не сказалось. Хотя одна суперспособность у него всё же есть, это долголетие. Он самый обычный парень, но именно ему было суждено стать одним из главных комикс-героев эпохи, прожив на страницах журналов долгую жизнь, при этом не старея и не теряя своего обаяния. Конечно же, вы поняли, о ком я – это Арчи, он же Арчибальд Эндрюс, рыжеволосый красавчик из городка Ривердейла, ставшего символом послевоенной одноэтажной Америки и последовавшего бэби-бума. Арчи – персонаж на сто процентов положительный, он не бунтует против родителей и общественных устоев, ничем сомнительным не занимается, его считают настоящим другом и образцом для подражания, короче, это именно тот пример для подражания, который и был нужен подросткам в эпоху, когда не было телевидения и Интернета, школьные танцы отлично заменяли клубы и все дружили со всеми. Как ни странно, но даже когда всё это ушло в прошлое, комиксы про «Арчи» не потеряли своей актуальности: перезапуск серии за авторством Марка Уэйда пользуется успехом, на «The CW» демонстрируется сериал «Ривердейл» и всё говорит о том, что семидесятипятилетний юбилей рыжего паренька и его друзей – далеко не предел. Но при таком солидном возрасте  проблемы с памятью могут начаться не только у героев, но и у читателей, поэтому к юбилею была подготовлена антология «Лучшее от Арчи», в которую вошли всё наиболее значимые выпуски за всю историю персонажа. Выпуски, кстати, прошли строгий отбор: своим голосом за ту или иную историю поделились авторы и художники, работавшие над серией, коллекционеры комиксов, издатели и редактора «Archie Comics».

ar4

Начинается сборник под цифрой «1» с первого появления Арчибальда на страницах комикса, а заодно и со знакомства читателей с его другом Джагхедом Джонсом (любителем носить на голове корону и явным, как бы сейчас сказали, женоненавистником) и с Бетти Купер, производя впечатление на которую, Эндрюс демонстрирует чудеса неловкости и умение влипать в дурацкие ситуации. В этом комиксе 1941 года, опубликованном в журнале «Pep» под номером 22, Арчи выглядит далеко не тем записным красавчиком, каким его привыкли видеть. Здесь у него дебиловатое лицо реднека, большие зубы и веснушки, которые вполне можно принять за прыщи. Тем не менее, издатели громогласно заявляют, что перед нами «сенсация в мире комиксов», и тут они не ошиблись. Выпуск 1942 года в уже сольном журнале «Archie» #1 знакомит нас с Вероникой Лодж, девушкой из очень богатой семьи и жгучей красавицей, в образе которой угадывается внешность многих голливудских звезд того времени. Именно здесь образуется любовный треугольник Арчи-Бетти-Вероника, над которым вздыхает тогда, казалось, вся Америка. А началось всё с типичной комической ситуации «письмо, которое не должно было быть отправленным, нашло-таки своего адресата». В истории из пятидесятых нас знакомят с Реджи, главным «антагонистом» главного героя, берущимся здесь на спор тренировать женскую команду по американскому футболу, что в итоге выливается в настоящую бойню.

ar5

Представлены и комиксы про Джинджер, своего рода Арчи в юбке: рыжеволосая красавица, не пропускающая ни одного симпатичного юношу. Звучит сейчас крайне двусмысленно, но ничего такого в оригинале нет и быть не может, даже когда оказывается, что девушка почти окрутила красавчика-историка (вот бы сейчас начался вой, выпусти кто-нибудь подобную историю!). Этот короткий рассказ интересен не появлением данной героини и не любовными вздохами и ахами (оу, опять двусмысленно, а ведь в «Арчи» днём с огнём не сыщешь непристойностей или даже намеков, все заточено на воспитание порядочной молодежи), здесь отлично передан типичный взгляд мужчин той эпохи на женщин. Это милые, но глуповатые «существа», домашние девочки-припевочки, сохнущие по голливудским звездам и сходящие с ума по модным песенкам; в целом, пользы никакой, но глаз радуют, забавляют и в хозяйстве могут пригодиться. На этом чрезмерно патриархальном, по нынешним меркам, фоне тут же хочется перевернуть пару страниц назад и увидеть, что главных героинь сценаристы «Арчи» видят совсем по-другому, та же Вероника довольно сильный и самостоятельный персонаж, правда, в ней можно разглядеть символ опасности для главного героя и его друзей мужского пола.

ar2

Шестидесятые показывают, как остроумно авторы серии реагируют на скандалы в обществе и бизнесе: Арчи становится ди-джеем (гитаристом школьной группы, кстати, он пока ещё ни разу не заявлен) школьных дискотек и за небольшую «плату» ставит хиты доморощенных исполнителей, и это намек на обвинения в адрес звукозаписывающих компаний, вступавших в сговор с радиостанциями. Опять же, в наши дни сюжет про то, что главным хитом станет песня с записью «домашнего насилия», наделал бы много шума, тогда же это воспринималось совсем в другом ключе. Напомним, что Арчи позиционировался как «друг американских подростков», и он должен был не только развлекать, но и подавать пример. Лень учить иностранный язык? А вдруг однажды это спасет чью-то жизнь? Вот об этом «Переводчик». В своей сольной серии Джагхед оттачивает доморощенную философию, позднее выросшую в концепцию «тян не нужны» с помощью собаки (так, ну хватит уже двусмысленностей!), а затем на пару со своим приятелем прохаживается по известным франшизам, от «Флинстоунов» («Первая любовь» 1971 года) до «Назад в будущее» («Сани Времени» 1992, образцовый американский «ура-патриотизм», прививающий подросткам важные знания о истории страны и нации). Есть здесь и коротенький рассказ о маленькой ведьме Сабрине, юной волшебнице из соседнего городка, которая хочет делать хорошие поступки, но результат не всегда получается удовлетворительным

ar3

Как видите, здесь собраны простые, развлекательные истории на понятные подросткам темы. И кажется, что так было всегда. Но успех «Арчи» заключается и в том, что авторы и издатели очень хорошо чувствовали «дух времени» и те проблемы, которые на самом деле волнуют аудиторию в настоящий момент. Альтернативная реальность «Арчи» получила название «Жизнь в браке» и акцент здесь делался на том, что случилось с героями после школы, когда они столкнулись со взрослой жизнью. Арчи женился на Веронике и попал на работу в фирму её отца, который хочет принести в Ривердейл «настоящие ценности»: торговые центры вместо старых кафешек, где подростки тусовались после школы и думали, что так будет всегда. Но друзья Арчи, которых жизнь успела помять невзгодами на любовном фронте и прочими проблемами, наваливающими тогда, когда кончается детство, против этих идей, и Арчи предстоит выбирать, на чьей он стороне. Впрочем, Арчи – не главный герой здесь, вместо него, неуверенного и не решившего, что ему делать дальше, громогласно выступает Мармадьюк Мейсон. «Правда или Лодж» — начало драматичной истории, в которой вчерашние подростки прощаются с беззаботной юностью, настроение рассказа имеет очень мало общего с безоблачными и наивными сюжетами из самого начала сборника.

Более ста страниц классики под одной обложкой на русском выпустило питерское издательство «КомФедерация» в мягкой обложке демократичного pocket-формата. Отличный сборник для тех, кто интересуется классикой комиксов, не прочь увидеть первые появления культовых и по сей день героев и то, как менялся стиль рисунка комиксов в разное время, да и просто получить заряд хорошего настроения.

www.comfed.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s