Мнение: Опус

о1.jpg

Агент особого отдела уголовного розыска красавица Сатоко готова схлестнуться в финальном смертельном противостоянии со злодеем в маске, лидером религиозной секты «Церковь безымянных», в планах которого, как и положено, самое что ни на есть мировое господство. Нервы напряжены до предела, герои загнаны в угол, юноша Лин, обладающим даром телепатии и принципами выросшего на улице пацана готов пожертвовать своей жизнью, спасая Сатоко и кажется, что сейчас мы все станем свидетелями напряженной кульминации и развязки зрелищного боевика. Но что это? Внезапно пропадают краски, размываются и упрощаются контуры, смываются детали и персонажи превращаются в двумерные эскизы на листке бумаги? Всё верно: Сатоко, Лин и Маска – всего лишь персонажи манги «Resonance», которую рисует в поте лица, пытаясь не завалить сроки сдачи, мангака Тикара Нагаи. Вот только кое-кто из них неожиданно осознал это и понял, что совсем не желает умирать по воле некоего автора. Так начинается «Опус», последняя манга Сатоси Кона (после закрытия журнала «Comic Guys» он с этим видом искусства завязал, сосредоточившись на анимации) и одна из первых его работ, в которых четко обозначилась главная цель его сочинений – проверять реальность на прочность и доказывать, что грань между нею и миром выдумок, снов и иллюзий сама по себе является иллюзией, преодолев которую, человек может стать богом и творить целые миры или же просто сойти с ума и навсегда исчезнуть в своём персональном аду.

о3

Ответственность писателя перед читателем – древняя как мир тема литературных диспутов. Об ответственности писателя перед своими созданиями речь раньше вроде бы не поднималась, и вообще, подобные темы воспринимались бы в приличном литературном обществе как нонсенс – ну как можно переживать о тех, кто существует в виде последовательности букв на листе бумаги и в виде комбинации красок на холсте?  Более-менее этот вопрос стал освещаться и занимать людей в эпоху постмодерна и технического прогресса, когда виртуальные миры показали свою жизнеспособность и доказали, что акт творчества прямо здесь и сейчас может быть вполне реальным актом божественного (причем безо всяких кавычек) творения. Тут в дело вступают физика, теология и метафизика, вещи сами по себе чрезвычайно интересные, но зачастую крайне скучные и понятные узкому кругу избранных. К счастью, черпая из этих наук свои идеи, скуки Сатоси Кон категорически избегает: ему вполне уютно в пространстве напряженного триллера с разрушительным элементами боевика (всяких «бумов» и «бабахов» здесь завались и больше), когда на фоне непрекращающегося действия герои успевают осознать «искусственность» своего мира, познакомиться с самим Богом, слегка сойти от этого с ума и ударится в богоборчество, категорически не желая жить и умирать по воле кого-то.

о6

Особенно если этот кто-то – всего лишь мангака, обычный загруженный работой художник, к тому же не слишком приятный тип. Кон редко когда позволял себе быть предельно серьезным (пожалуй, максимум этого качества он выжал в своем кинодебюте «Идеальная грусть» и в «Актрисе тысячелетия»), зачастую у него хватало времени на иронию (но хитрую, редко когда лежащую на поверхности, в основном её нужно было выбывать из башки зрителей бейсбольной питой или дать им немного паприки) и, что самое главное, на самоиронию. Такара – тип немного истеричный, в первой половине манги он выполняет роль персонажа, который бегает схватившись за голову с криком «Я не понимаю, что происходит!», его обыденности далеко до идеальных героических и злодейских образов его персонажей. Если он не алкоголик, то всё же не прочь пропустить регулярно изрядное количество стаканов горячительного – надо вспомнить, что сам Кон не раз рассказывал о своем непомерном увлечении спиртным. Короче, это слегка комичный персонаж. Ну какой из него Бог? До Бога нужно дорасти, а для этого нужно смешать миры, реальный и придуманный, довести их до коллапса (когда пространство снов рушиться совсем как заброшенные сновидческие миры героев фильма «Inception») и, безуспешно ликвидируя дыры в своем собственном повествовании, создать кучу временных парадоксов. Если первая половина «Opus» — это занятная беготня, напомнившая лично мне «Последнего героя боевика», то дальше действие закручивается очень лихо и плотно, каждая страница, да даже каждый кадр может стать той пружиной, которая заставит сюжет стремительно выстрелить. И вот уже в нашем мире Сатоко листает мангу про саму себя (и выслушивает «экспертное мнение», что она старовата косплеить красавицу из «Resonance») и пытается осознать свою природу, Маска не просто вынашивает планы мирового господства, но и вполне к этому близок, а маньяк из прошлого главной героини собирает свою кровавую жатву, в чём ему активно пытается помешать полицейский, вероятно, единственный, кто не знает, что он «ненастоящий» и что его Бог носится как угорелый совсем рядом, на ходу дорисовывая новые подробности разваливающегося мира.

о7

Визуальные решения Кона, придуманные для того, чтобы показать «нереальность реальности» выглядят круто: тут и трещины и разломы пространства, и листы бумаги, на поверхности которых двухмерные фигуры становятся трехмерными и живыми, и волшебные карандаши, с помощью которых можно устроить новый Большой взрыв и создать целую Вселенную. За всем этим стоит, как мне кажется, ещё и желание того, чтобы читатели манги почаще обращали внимание на личность автора, уважали его напряженный труд. Кон рисовал очень хорошо, тщательно прорабатывая детали, драматургию и динамику сцен; чувствуется, что он хотел бы оживить каждый фрагмент, поместив его в последовательность «24 кадра в секунду» и перенести на экран. Образы и типажи героев во многом привязаны к типажам манги для подростков (например, боевой парнишка Лин), но Сатоко и вообще девушки здесь очень симпатичны (и традиционно для Кона курносы). Есть и дестабилизующие, шокирующие сцены, нарушающие некоторые табу ради нагнетания саспенса и нуара.

о8

Но «Опус» — всё же не «Opus Magnum» Сатоси Кона. И прежде всего потому, что манга, увы, не закончена – она обрывается на самом интересном месте и что было дальше, долгое время оставалось только гадать. К счастью, в нашей реальности кто-то с карандашом в руках, управляющий нашими жизнями, решил, что всё должно быть закончено и во время подготовки манги к печати в личных вещах художника и режиссера была обнаружена последняя глава – в виде черновика, эскизов без финальной туши, порой просто условно набросанных карандашом. И эта глава ставит всё с ног на голову – с одной стороны, она доводит метафизику истории до абсурда, создавая не только пространство «под-романа», но и «над-романа», множа слои «бумажной» реальности, от осознания чего многие впечатлительные люди могут несколько «двинуться по фазе» и усомниться окончательно (если не сделали этого во время чтения «основной манги», крайне к этому располагающей) в своем бытие; с другой стороны, сложно не увидеть здесь своеобразный «f**k off!», средний палец в адрес редакции, закрывшей журнал и саму возможность довести «Opus» до конца. Какая версия правильная? Решать вам. Лично мне манга очень понравилась, вероятно, это одна из сильнейших работ мастера, знающего, как вынести читателю мозги и заставить его озираться по сторонам, донимая и даже пытая себя вопросом «Всё же вокруг реально, верно? Я же существую?». Странное, но занимательное ощущение.

о2

На русском «Опус» выпустило брянское издательство «Alt Graph», манга вышла в твёрдом переплете и по традиции читается справа налево. Есть небольшая биография автора, первые эскизы персонажей, в дальнейшем претерпевшие изменения, цветные вставки. Солидное издание крутого «графического романа в романе, находящегося в романе»…как-то так. Не пропустите, у нас такие вещи редко пока ещё издают.

www.alt-graph.ru

Реклама

Мнение: Опус: Один комментарий

  1. Уведомление: Лист ожидания: Ниндзя Гаттер — wicomix

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s