Мнение: Возвращение в море

m1

Говорят, по-настоящему осень наступает тогда, когда начинаешь вспоминать про море и мечтать снова попасть к его берегам. Видимо, началось – очень захотелось почитать мангу с названием «Возвращение в море», к тому же имя знаменитого художника/аниматора/режиссера Сатоси Кона на обложке услужливо подсказало «А это будет интересно!». «Возвращение» стало первой серийной работой японского мастера,  одиннадцать выпусков манги выходили еженедельно с марта по июнь в журнале «Young Magazine» в 1990 году. Рассказанную здесь «морскую» историю можно смело записывать в «магический реализм»: жители прибрежной рыбацкой деревеньки Амидэ шестьдесят дет назад заключили договор с русалками. Обитательницы глубин передали на хранение людям яйцо, которые те должны вернуть в море по окончании обозначенного срока, а в ответ существа с рыбьими хвостами обещали обеспечить богатый улов и усмирение морской стихии.

m5

Десятилетия прошли, но в Амидэ всё вот-вот самым радикальным образом изменится. Крупные инвесторы начинают массированную реконструкцию региона с целью превратить его в современный курортный город с развитой инфраструктурой. Тема крайне актуальная для Японии как раз тех лет, когда создавалась манга, ведь экономический рост и стремление властей выйти на мировой уровень требовали инноваций и прогрессивных нововведений. Разумеется, в деревне люди разделяются на два лагеря. Кто-то, например, отец главного героя, местный священник, видит только плюсы (в том числе и чисто финансового характера) и всячески способствует застройщикам, а рыбаки со стажем бунтуют, замечая, что стройка уничтожит прибрежную линию, загадит море и испугает рыб, оставив всех без улова. Главный герой, парень по имени Ёскэ, находится меж двух огней. Отец «за», а вот дед, главный хранитель русалочьего яйца, категорически против. Сам Ёскэ, или же Ё-тян, вроде бы тоже не очень верит в сказки и вообще мечтает свалить из деревни в город, в университет, но всё меняется, когда в гости приезжает красивая девушка Нацуми, когда градус конфликта начинает повышаться день за днём, когда с яйцом начинают происходить чудеса, и когда русалки начинают требовать вернуть им то, что принадлежит им по праву.

m3

Стоит заметить, что элементы «сказки», «фантастики» у Кона выступают лишь зачином сюжета, который на самом деле вертится вокруг извечного конфликта поколений, вокруг слома устоев ради лучшей жизни. К чести японского автора, он не делит враждующие лагеря на однозначно плохих и хороших. Да, приехавшие «богачи» озабочены только прибылью, но бросающие им в лицо обвинения рыбаки как бы тоже отстаивают финансовые интересы. Да, уничтожение священного острова, закатывание его в бетон вызывает печать не только у героев, но и у читателей, словно тоже лишающихся элемента «чуда», но застройщики возводят и важные объекты вроде больницы (в одной из сцен Кон сознательно подчеркивает, что будь в свое время в Амадэ это учреждение, в семье героев, возможно, не случилось бы беды). Эта двойственность конфликта ярко выражена в семейных отношениях Ёскэ, и парню придется в итоге пойти наперекор и сделать выбор – вполне понятно какой, юношам свойственен гипертрофированный романтизм, да и как не быть романтичным, когда рядом находится такая красивая девушка, с которой ты переживаешь свое первое настоящее лето любви, наполненное робкими словами и жестами, долгими прогулками по побережью и мечтами о будущем…всем тем, то люди старшего возраста так мучительно хотят пережить вновь хотя бы на миг. Повесть о первой любви, о выборе, о родственных связах, об ответственности человека перед окружающим миром – вот что такое «Возвращение в море»; здесь Сатоси ещё очень далёк от путешествий в подсознательное и от мозговых штурмов, прославивших его в поздних работах типа «Идеальной грусти», «Паприки», «Агента паранойи», его история выполнена вполне в духе книг для подростков, которые писали хорошие советские писатели, тот же Крапивин мог бы из этой темы сделать неплохое произведение. Подкупает манга и своей атмосферой, и рисунком, уже здесь японский художник обозначил себя истинным профи со своим узнаваемым стилем. Все фирменные художественные приемы Кона на лицо…точнее, на лице героев, это я при курносые носы героев; предельно реалистичный рисунок изобилует деталями, всё очень точно и аккуратно проработано, финальный экшен по своей динамике больше похож на мелькающие кадры хорошо срежиссированного аниме. Отдельно отмечу бескрайние морские пейзажи, движения людей (и не только) в воде. Пусть манга и чёрно-белая, глядя на колышущуюся водную гладь, набегающие на берег волны и подводные виды, начинаешь буквально слышать шелест воды, видеть её прозрачный бирюзовый цвет и ощущать соленый морской запах. Красота, одним словом.

m4.jpg

В дополнение к манге идёт короткий рассказ «Напряжённое лето», объединённый с «Возвращением» темой моря и первой любви. Также здесь историю создания манги рассказывает сам Сатоси в примечаниях, написанных спустя девять лет после первой публикации уже матерым профессионалом, чьё имя гремит в индустрии. По привычке, японские авторы долго извиняются перед читателями сразу за всё, делает это и Кон, исповедуясь в том, как работа над мангой отняла у него все силы и как он пристрастился к спиртному, после обильных возлияний отправляясь за «прочими удовольствиями» к менее раскованным, чем героини его историй, девушкам. Алкоголь привел японца на больничную койку с гепатитом и, вероятно, сыграл не последнюю роль в его ранней смерти в 46 лет от рака. Но в «Возвращении» следов алкогольных излишеств на заметно, профессионализм, как говориться, не пропьешь.

m2

Не гениальная вещь, скорее, очень сильный старт для признанного позднее гения, рассказавшего историю со смыслом, который в этот раз (напомню, это вам не «Агент Паранойи») понятен всем. Красивая повесть, заставляющая задуматься и немного погрустить, а после пообещать себе обязательно поехать на море, как только его воды, хранящие массу секретов, прогреются солнечным теплом.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s