Мнение: Гиперсвет. Искусство Джима Бернса

h1.jpg

Даже если вы никогда не слышали имя Джима Бернса, вы наверняка знакомы с его работами при условии, что походы в книжные магазины наполняют ваши полки фантастическими произведениями признанных классиков жанра НФ и фэнтези. Бернс – английский художник, с начала семидесятых создающий обложки и иллюстрации для книг таких авторов, как Гарри Гаррисон, Питер Гамильтон, Роберт Сильверберг, Джо Холдеман и многих других. Многие из этих работ опубликованы в артбуке «Гиперсвет», выпущенном в России издательством «Фантастика Книжный Клуб».

h4

У каждого выдающегося художника есть свой стиль, фирменный почерк, любимые персонажи и объекты. У Бернса это, прежде всего, огромные, футуристические и тщательно проработанные космические корабли, которые, по версии авторов фантастических романов, или ещё только будут бороздить просторы Вселенной в отдаленном будущем человечества, или уже делают это где-то в далеких галактиках, открывая новые миры или вступая в безмолвные поединки в вакууме с флотилиями враждебных планет. Интерес к летающей технике появился у Джима неспроста, в его биографии был даже непродолжительный опыт службы в ВВС, но, по словам художника, он был не очень удачным, зато наверняка повлиял на творчество. Также для Бернса характерна тема «контакта»: герои и героини (так уж получилось, что представительницы «слабого пола» традиционно привлекают больше внимания на фантастических полотнах, и валлийский художник прекрасно об этом знает, с удовольствием рисуя прекрасных воительниц и галактических странниц, впрочем, не уходя в жанровую эротику, как это делают многие его именитые коллеги, всё в рамках «приличий») его полотен регулярно появляются в антураже выдуманных миров в компании странных инопланетных существ, демонстрирующих, что разумная жизнь во Вселенной может принимать самые разные, порой парадоксальные формы. Зачастую у этих существ большие глаза и есть шерсть: это тоже «фишка» художника, которую трудно списать только на фантазии Стерлинга в его «Схизматрице» или же выдумки авторов масштабного цикла «Империя тысячи солнц». Контакты с этими существами могут быть и агрессивными, но в основном акцент делается на «полезном» взаимодействии, желании понять и узнать поближе (например, как на картине «Странники», ставшей обложкой артбука), в основе многих работ, не считая юмористической военщины в духе Гарри Гаррисона, лежат всё же гуманистические идеи. Космос Бернса ярок и бесконечен, это не просто бездонная пропасть пустоты, это бескрайняя территория жизни, где каждый уголок, каждая планета выглядит оригинально, поражая пейзажами и ландшафтами, на которых кипит жизнь во всем своем феерическом многообразии. Не только техника выглядит здесь невероятно реалистично, тщательно проработанными получаются флора и фауна дальних миров, увиденных Джимом во время чтения рассказов, романов и эпических «космоопер».

h3

«Гиперсвет» состоит из нескольких частей. Первая из них, «Плавание в бездне», демонстрирует лучшие картины и иллюстрации в жанре классической НФ за более чем сорок лет, а также неизданные полотна из личного архива, нарисованные на заказ вещи и работы в «цифре», занимающие важное место в творчестве Бернса в последнее десятилетия. Позволю себе заметить, что как раз «цифровые» творения Джима вызывают лично у меня вопросы: всё же в них теряется некая индивидуальность мастера, они выглядят больше как среднестатистическая галерея одного из многочисленных начинающих художников-фантастов с DevianArt. Другое дело акриловые краски, позволяющие в талантливых руках добиться невероятных сочетаний цветов, задавая им глубину и заряжая теплом, которое порой исходит от картин, на миг оживляя, пусть только в воображении, их героев, заставляя вновь взмывать ввысь космические крейсеры-мастодонты. Но вернемся назад. Вторая часть артбука, гораздо меньшая по объему, называется «В страну фей». Здесь собраны фэнтези-иллюстрации художника, нарисованные для оформления романов Джека Вэнса, Дэйва Дункана, а также книг Джорджа Мартина из сами понимаете какого цикла. Но гораздо больше здесь работ из личного архива, зарисовок и частных заказов; что поделать, хотят люди видеть на стене драконов, большеглазых эльфиек и малоодетых воительниц. Видно, что фэнтези для Джима – не профильная тема, но и здесь есть крайне приятные глазу вещи. Наконец, последние страницы книги приглашают на «Встречи с иным» — в место, где сочетаются образы странные, порой сюрреалистические, где не ясна грань между фантастикой и фэнтези, и где реализовываются самые странные фантазии заказчиков. Инопланетяне и дерзкие гонщики, древние существа из готических романов, стимпанковые создания, распятые птицы, забытые кровожадные боги и бредущие по побережью клоуны, нечто, что является ребенку в чаще леса…Что это и откуда взялось? Обо всем этом, а также о своей карьере, первых творческих успехах и неудачах, встречах с интересными людьми, изменившими жизнь и об истоках вдохновения читателям расскажет сам Бернс, выступающий здесь ещё и немного в роли писателя. И знаете что? У него и это неплохо получается.

h2

Космос, фантазии, техника и красивые женщины – основные темы картин большинства художников, работающих в жанре фантастической иллюстрации. Но работы Джима среди их картин узнаются почти сразу: в них есть стиль, есть превосходное владение цветом, перспективой, и есть умение «поставить на паузу» самые интересные строки книги, подобрать к ним образы и перенести описываемые события и персонажей на холст. Плюс, если хотите, в его полотнах почти всегда присутствует нечто, что так и тянет назвать тем самым «гиперсветом» — что-то, что освещает их пространство, придает глубины и реализма кораблям, странным существам и загадочным красавицам, чьи лица он озаряет, заставляет картины буквально сиять и вибрировать жизнью. Может быть, меня можно упрекнуть на излишний пафос, но именно так я воспринимаю эти картины. Среди которых охотно выделю несколько своих самых любимых: это «Ледяная дева» (стр.151), «Враждебный захват-1» (стр.16), «Странники» (стр.56), «Дисфункция реальности» (стр.68-69) по мотивам «Пришествия ночи» Гамильтона, взятый оттуда же «Обнаженный бог» (стр.76), «Третичный узел» (стр.121) и «Гомункулариум» (стр.140-141), передающий волшебную атмосферу творчества. Остальные работы тоже надолго прикуют к себе ваш взгляд и ваше внимание, если вы купите этот отличный во всех отношениях (и по содержанию, и по качеству издания) артбук, выпущенный тиражом всего 1000 штук (если что, это намек, не упустите возможность приобрести). Очень красивая и просто классная книга для путешествий по множеству миров.

www.ffan.ru

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s