Мнение: «Человек-паук» Тодда Макфарлейна. Полное издание

чп1

Первоапрельская шутка издательства «Комильфо», доставившая столько мучений (реально напечатают или это злой пранк?) фанатам «дружелюбного соседа», обернулась взаправдашним изданием здоровенного сборника «Человека-паука» Тодда Макфарлейна, в который вошли все части комикса, выходившие в свет до того, как канадец махнул ручкой «Marvel» и отправился создавать «Image» со своим блэкджеком и Спауном. А ведь чуть ранее Тодд, уже ставший популярным из-за своей работы художником над «Удивительным Человеком-пауком» (одна из четырех паучьих серий, выходивших в конце восьмидесятых-начале девяностых), пришел к редактору Джиму Сэликрапу и под угрозой увольнения выпросил себе сольную серию. Как говорится, так начиналась легенда: первый выпуск продался тиражом в 2 500 000 копий, истории и их подача изменили (по версии многих) индустрию комиксов, сделав ставку на более взрослого читателя, а сам Тодд вознесся в ранг небожителей. Признаться, именно фамилия Макфарлейна заставила меня взять эту книгу: я не очень люблю комиксы про Человека-паука и не стал бы связываться с омнибусом, но создателя «Спауна» как автора и художника очень уважаю, так что просто захотелось посмотреть, что же он делал в своем «дебюте», позволившем Тодду соединить свои таланты и создать, в общем-то, абсолютно авторский комикс.

чп2

Прежде всего, подкупает взгляд на главного героя. Питер Паркер – не недавний выпускник школы, вынужденный ночью сражаться с преступностью, а днём бороться за место под солнцем. Здесь это, как нам показывают на протяжении всей первой главы, очень самоуверенный молодой человек, у которого есть работа, любимая жена Мэри Джейн и паучий дар, сделавший из него знаменитого и успешного супергероя, пережившего многое и победившего многих. Тем обиднее эту простую городскую идиллию было бы разрушить и потерять, а «Пытка», первая часть сборника, состоящая из пяти глав, своим сюжетом намекает, что это вполне может произойти. В Нью-Йорке появляется чудовище, нападающее на людей по ночам. Идя по его следу, Паркер натыкается на старого «знакомого», за чьим чудовищным телом прячутся силы куда как более могущественные, которым от паучка кое-что нужно. «Пытка» драматична, она показывает, каким близким и неотвратимым может быть крах всего того, что ты ценишь в жизни, Человек-паук не раз заглянет смерти в глаза, прошептав «Что происходит?». Спросит это и читатель: тропические яды и галлюциногены, вызывающие видения мёртвого охотника Крейвена, это, конечно, занимательно (на самом деле нет, я против употребления и никому не советую), но за попытками сделать крутого и неожиданного главзлодея растворилась логика и привычная схема рассказа. Чего хотел этот персонаж? Куда он делся? В чем был смысл его появления? Разрулить концовку Тодд не смог и присыпал пепелище сюжета горсткой неизбежной «паучьей» морали, подчас в открытую обращаясь к читателям с избитыми вопросами «справиться ли наш герой?», «что же будет дальше?». В двух частях «Масок» Питера ждёт Хобгоблин плюс неожиданный и далеко не сразу складывающийся альянс с Призрачным гонщиком. Хобгоблин похищает людей и готовит себе приемника, несколько свихнувшись на вопросах «чистоты» и «веры», гонщик хочет наказать его, а между ними оказывается Человек-паук, которому нужно сражаться, спасать и убеждать.

чп3

Пять глав «Суждений» вполне могли бы стать полноценным эпизодом «X-Files»: в Канаде находят тела убитых мальчиков, местные валят всё на снежного человека и берут в руки ружья. Питер Паркер получает редакционное задание и вновь оказывается в гуще событий. Не сложно догадаться, что «обычные» люди оказываются большими монстрами, чем люди «снежные». Гостем истории является Росомаха или…Рося, как его называет Паркер. Здесь Логан выступает в роли сурового дознавателя и яростного защитника дикой природы. А вот с людьми он ведёт себя менее сдержанно. «Суждения» — как по мне, лучшая часть омнибуса. В «Под-городе» Макфарлейн реализовывает городской миф о подземной жизни крупного мегаполиса, где живут в темноте потерянные люди, деградирующие до уродства и слабоумия, готовые идти за любым сладкоголосым Лидером, который, однако, в итоге тоже окажется обманутым. Здесь Питера ждёт ещё один старый знакомый и Паркеру вновь придется одеть чёрный костюм, напоминающий о Веноме. Также здесь вы найдете здесь две части кроссовера, объединившего Спайди и отряд Икс, под предводительством Кейбла вступившего в бой с Джаггернаутом. Тут собраны все артефакты супергеройских комиксов тех лет: навороченные, яркие костюмы, в которых можно и воевать, и танцевать под «Village People», огромные пушки, тонны пафоса, горящие глаза, разрушения всего вокруг, еще раз пафос, разрушение etc. После этой главы тянет пересмотреть «Кунг Фьюри» и послушать пару часов модный нынче retrowave. Да, и ещё: это были специальные, перевернутые выпуски, то есть, читать их нужно сверху вниз, предварительно перевернув книгу на 45 градусов. Может быть, в формате сингла это было прикольно, но в случае с внушительным омником это вызывает, скорее, неудобства.

чп4

Сюжеты «Человека-паука» — вполне в духе девяностых, здесь также видно желание нагнать как можно больше знаменитых и не очень друзей и антагонистов Паркера. Но стиль Макфарлейна чувствуется во всем – прежде всего, Тодд не прочь добавить жести и насилия, введя в повествование нуарные мотивы и охотно вскрывая ящик Пандоры с самыми табуированными темами, вроде демонстрации детских трупов с предварительным пояснением что и как с ними случилось, и мелькающих на вторых ролях священниках-извращенцах и убийцах-педофилах. Отдельного внимания заслуживает другой главный герой серии – сам город, напрочь больной, покрытый язвами помоек, сточных канав, загнивающими венами тёмных закоулков, где жизнь не стоит ни гроша. Всё это Тодд будет развивать в «Спауне», так что, если вам комиксы об этом персонаже близки, не проходите мимо, всё в наличии и подано в лучшем виде – в виде сложного и порой режущего глаз цветами и остротой контуров множества мельких деталей рисунка, занимающего нередко целые развороты, за которыми следуют странно расположенные вереницы кадров, сбивающие с толку. Заметно, что чернуха и уродские рожи, которых легко представить себе в сплаттерпанке от Клайва Баркера, привлекают Тодда несколько больше, чем некогда дружелюбный сосед-паучок, страницы комиксы и его персонажи могли бы без проблем и доработки перекочевать на обложки альбомов многих heavy metal групп. Короче, это круто и феерично. Также заметно, что у Тодда почему-то не складываются отношения с женскими образами. Та же Мэри Джейн, «свет очей моих» Питера Паркера, выглядит, конечно, как влажный сон старшеклассника, но на деле предстает беззаботной тусовщицей, пустышкой с абсолютно картонными характером и поведением, которую любить можно за фигуру, симпатичное лицо, но не более того. Героиня «Суждений» могла бы получится интересным персонажем, но в её случае Макфарлейн больше рассуждает о трудностях и непростых выборах репортерской профессии. Остальные немногочисленные женщины хорошо подходят лишь на роли жертв.

чп5

Русское издание вышло в твёрдом переплете и в увеличенном формате, с гордой красной плашкой «Marvel omnibus» на корешке. Это такой солидный и тяжелый кирпич, которым при случае можно отмахаться в переулке от хулиганов, почувствовав себя супергероем. Полно бонусов: это и куча обложек, и колонка читательских писем из журнала, и вступительное слово автора, в котором он рассказывал в 1991 году, как и почему взялся за данную серию, и шутливый мини-комикс, и кое-что ещё. Хорошая печать, которая всё равно не скрывает многие огрехи и артефакты оригинала, вышедшего, на секундочку, четверть века назад. Несложно понять, какой эффект произвели эти жесткие и подчас агрессивные истории в те дни на фанатов, получивших убойный экшен, неслабую драму, пантеон фрикованных и подчас гротескных персонажей, помещаемых автором в привычное нам пространство, которое тут же перестает быть безопасным. К счастью, нам  всегда поможет Человек-Паук. Комикс стоит тех денег, которые за него просят в магазинах и  рекомендован к прописке на книжные полки любителей марвеловской классики и всей индустрии в целом.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s