Мнение: Валериан. Полное собрание. Книга первая

в1

Люк Бессон за свою карьеру заслужил многократное «спасибо» от поклонников фантастики и просто хорошего кино. Отдельным поводом для благодарности стало то, что новый проект французского режиссера, фильм «Валериан и город тысячи планет» пробудил у российских издателей интерес к культовому европейскому комиксу Пьера Кристена и Жана-Клода Мезьера, по мотивам которого и был создан. Французский дуэт начал публиковать рассказы о приключениях пространственно-временного (сокращенно — ПВ) агента из далекого будущего Валериана и его очаровательной помощницы Лорелин в журнале Pilote с 1967 года, и за десятилетия эти ставшие очень популярными истории успели оказать существенное влияние на комикс-индустрию и приключенческую фантастику, навсегда покорив сердца главных её «потребителей», мальчишек с богатым воображением, из которых в последствии вырастали мэтры киноразвлечений.

в2

Первый том «Полного собрания» содержит три истории. В двух из них Кристен и Мезьер ещё только явно пробуют почву, придумывая и прорабатывая дивный мир вне временных рамок. Герои комикса живут в 28-м веке, но по долгу службы вынуждены путешествовать по разным эпохам: всё дело в том, что на Земле давно уже освоили технологию перемещения во времени и пространстве. У этого есть свои плюсы, ведь можно изучать историю или путешествовать по Вселенной, не тратя кучу времени на межзвездные перелеты. Но есть и минусы — кому-то однажды наверняка придет в голову идея подправить пару-тройку событий и изменить мир, подчинив его себе. В истории «Дурные сны» сначала мы видим Галаксити, утопический город будущего, жители которого не работают и проводят время за созерцанием искусственных снов на любой вкус (сбывшийся прогноз о зависимости наших современников от виртуального мира?). Затем Валериану, умудряющемуся опаздывать на вызов начальства даже при наличии машины времени, поступает новое задание: отправиться во Францию одиннадцатого века и вернуть сбежавшего туда учёного Ксомбула, у которого, в свою очередь, есть идеи и технологии для того, чтобы с помощью средневековой магии подчинить себе Галаксити. Это простая, развлекательная, напичканная юмором и в целом совершенно несерьезная история об эпическом противостоянии архизлодея (больше похожего поведением на Гаргамеля из «Смурфов», нежели на реальное зло) и во всех отношениях положительного героя-красавчика, не раз спасавшего Вселенную. Здесь органично уживаются сказочные, наколдованные персонажи и технологии будущего, достаточно наивные. Главное, чем может похвастаться рассказ «Дурные сны» — это появление Лорелин, девушка из одиннадцатого века оказывается достаточно продвинутой (или просто симпатичной) для того, чтобы стать новым ПВ-агентом.

в3

Вторая часть книги «Город зыбучих вод» вновь сводит Валериана и Ксомбула, на сей раз в затопленном Нью-Йорке 1986 года.  Это уже более серьезное и эпическое приключение агентов из будущего, долгое и полное опасностей путешествие по постапокалиптической Америке, навеянное, вероятно, романами вроде «Затонувшего мира» Джеймса Балларда. Задолго до «лучших традиций» Голливуда Кристен и Мезьер  крушат главные американские достопримечательности, такие, как Статуя Свободы и мост Джорджа Вашингтона, создавая на обломках цивилизации убедительные пейзажи городских джунглей, в которых правят сильные, то есть те, у кого есть оружие. Или роботы, ворующие научные архивы ООН. В погоне за Ксомбулом, вынашивающим очередные планы мирового господства, герои в компании новых друзей, в образах которых угадываются подлинные исторические персонажи, колесят по Штатам, переживая плен, тайфуны, схватки с пиратами и бандитами, попадая то в воду, то в огонь, и открывая «тайные страницы» истории. В этом сюжете, разбитом на две главы, обозначилось главный элемент серии про Валериана – приключения, приключения и ещё раз приключения, по нескольку опасных испытаний и виртуозных способов не просто выжить, но и победить на каждой странице.

в4

Мы подошли к третьей истории, название которой перекликается с грядущим фильмом Бессона – «Империя тысячи планет». Вот вам образцовая космоопера семидесятых во всей своей красе: десятки причудливых рас заселяют планету Сирт Великолепный в далекой-далекой Галактике; планету, ставшую когда-то самым большим и роскошным рынком в Империи. Но Сирт далек от былой роскоши – династия правителей погрязла в упадке и люди привыкли доверить загадочным Мудрецам, фактически узурпировавшими власть. А тайна этих Мудрецов уже лежит скорее в плоскости фантастики «новой волны» с её непростыми размышлениями о будущем человечества. Валериан и Лорелин получают задание явиться на Сирт и оказываются втянуты в борьбу за власть, которая отступает на второй план, когда авторы комикса включают свое воображение на полную мощность, выдавая красочные инопланетные пейзажи, невиданных разумных (и не очень, но всё равно феерично выглядящих) существ, устраивая зрелищные (для 1971 года особенно) сражения космических кораблей и моделируя сложный социум, где есть место религиозным сектам, гильдиям торговцев и жрецам. Именно в «Империи тысячи планет» заложены основополагающие мотивы большинства дальнейших приключений Валериана и Лорелин. Откуда я это узнал? Ну, так «полное издание» от «Азбуки» богато на дополнительную информацию об этой легенде европейских комиксов: здесь и первая часть большого интервью Люка Бессона, Жана-Пьера Мезьера и Пьера Кристена, дополненное концепт-артами фильма, большая статья об истории серии и об оказанном ею влиянии на такие столпы кинофантастики, как «Звёздные войны» (и влияние это не голословно, а подтверждено убедительными примерами), также здесь авторы рассказывают кратко о каждом из представленных в данном томе сюжетов.

Годы берут свое и «Валериана» с позиции читателя 2017 года легко назвать «наивным»: беготня в начальных рассказах серии за главзлодеем скорее умиляет ностальгическими штампами типа «я изменю весь мир!» и инфернальным смехом вкупе с безумными глазами, рисунок выглядит карикатурным (Мезьер явно тяготеет к непропорционально большим головам). Но это та наивность, которая вызывают самые приятные ощущения – вроде той легкой ностальгической дрожи, когда вновь видишь любимую игрушку, с которой не доиграл в детстве. К тому же за карикатурностью прослеживаются неплохие идеи, питавшие умы любителей фантастики в те годы, да и разыгравшееся воображение авторов очень подкупает, выплескиваясь на страницы книги яркими красками и образами, прежде всего, главных героев, создавая которых, французы как раз постарались избежать штампов. Одним словом, здорово, что такие комиксы у нас издаются, классику надо знать, любить и обязательно перечитывать. Любителям космоопер и приключенческих сюжетов пропускать встречу с Валерианом и Лорелин строго не рекомендуется.

www.azbooka.ru

 

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s