Мнение: Агата. История жизни королевы детектива

аг1

Почему-то одни факты, фразы и вымыслы обладают большей устойчивостью, чем другие:  даже в эпоху тотального доступа почти к любой информации Интернет в лучшем случае выдаст вам несколько «крылатых» выражений Агаты Мэри Клариссы Миллер, более известной как Агата Кристи, среди которых особой любовью людей (видимо, однозначно солидарных с классиком) пользуется высказывание про то, что королева детектива придумывала способы убийства своих персонажей во время мытья посуды, настолько её бесило это занятие. И именно эта фраза, иронично бросавшая вызов типичным женским обязанностям, утвержденным суровым общественным мнением, в моих глазах как-то «отодвигала» Агату от привычного, пропитанного чопорностью образа образцовой леди пост-викторианской эпохи, с которым, право слово, упорно продолжают ассоциироваться знаменитые англичанки тех далеких лет, да ещё такие, которым титул «королева» приписывали безо всяких кавычек. Великая писательница была явно дамой неординарной – а вот насколько неординарной, теперь можно узнать из выпущенной издательством «Манн, Иванов и Фербер» графической биографии.

аг2

А начинается она как раз не с опровержения устоев, а из чёткого следования им – ну, согласитесь, можно ли представить себе жизнь автора детективов без тайн, интриг, загадочных происшествий? В начале декабря 1926 года Агата Кристи ушла из дома и не вернулась, её машину нашли брошенной, а следы женщины испарились. Английское общество, привыкшее регулярно получать от издателя миссис Кристи новую книжку с детективной историей, всполошилось: под подозрением, в лучших традициях жанра, оказался первый муж писательницы, сам сэр Артур Конан-Дойл, на романах которого Агата выросла, обратился за помощью к столь любимым им магам и экстрасенсам, новости о ходе поисков писательницы становились передовицами ведущих газет. Для самой же писательницы этот «побег» стал отличным поводом разобраться в семейных неурядицах и окунуться в прошлое, где было и тихое детство, будни которого юная героиня раскрашивала книгами и собственными фантазиями, и полеты на самолете (что для женщины тех лет было невероятно смелым поступком), и служба в полевом госпитале во время первой мировой, где Агата не только спасала жизни солдат, но и получала бесценные знания о медицине, бренности человеческого тела и о ядах, что потом очень пригодилось ей, когда она села за пишущую машинку и начала доверять свои сочинения бумаге. «Побег» стал важнейшим событием в жизни Кристи: она разошлась с первым мужем, отправилась в путешествия (еще один поступок, который от светской дамы тогда ждали не особенно), познакомилась с археологом и стала детективом в квадрате, помогая раскапывать загадки прошлого и выдумывая преступления в настоящем. Авторы комикса очень подробно, но интересно и без занудства излагают историю жизни писательницы, которая и сама оставила после себя подробную автобиографию, позволяющую узнать о том, как тяга к странствиям, пытливый ум и воображение помогали ей находить новые сюжеты: как поездка в «Восточном экспрессе» превращалась в запутанную историю убийства, раскопки в Египте оборачивались «Смертью на Ниле», а визит на остров, где стоял отель старого знакомого, пробудил «Десять негритят».

аг3

Создатели же этой книги, пользуясь визуальными возможностями формата комиксов, пошли ещё дальше и сделали, на мой взгляд, главное — попытались заглянуть в фантазии Агаты, представив себе, как в трудную минуту их героиня обращалась за помощью к надменному бельгийцу Эркюлю Пуаро или слушала советы миссис Марпл, превращая выдуманных персонажей в частичку своего «Я». Но эти голоса в голове не выглядят проявлением сумасшествия, наоборот, показывают очень важную взаимосвязь писателя и его героев, полное погружение в их придуманные жизни и характеры, что наверняка сказалось на популярности этих персонажей, которых читатели воспринимали как живых людей. Честное слово, занятно раз за разом наблюдать, как Кристи спорит с Пуаро, критикует его завышенную самооценку и раз за разом обещает его убить (откладывая это, правда, в долгий ящик. Точнее, в сейф), что нисколько не отрицает того, что между ними существует настоящая дружба, которой не страшны годы и вопросы окружающих «с кем это ты там разговариваешь?».

аг4

Степенная, необычная, тихая, полная приключений и впечатлений, реальная и выдуманная – жизнь Агаты Кристи одним словом вот так вот просто и не опишешь. Комикс Анны Мартинетти, Гийома Лебо и Александра Франка поможет вам пройтись по биографии великой женщины со всеми важными «остановками» и освидетельствованием удивительных фактов, уместившихся среди зарисовок семейного уюта, романтических моментов, трагедий, обычных жизненных неурядиц и занимательных событий, в череде которых найдется место для заинтересованной английской разведки, ужину с настоящей королевой, тайнам Голливуда и увлажняющего крема для кожи, сыгравшего роль в истории археологии. Рисунок Александра Франка кажется, на первый взгляд, простым, но очень быстро в нём открывается множество интересных деталей, позволяющих заметить использование канонов классического европейского комикса, и совсем не зря за задней странице книги «Агату» сравнивают с Тинтином, в этом, право слово, что-то есть. Да, и это очень яркий комикс, вполне себе жизнерадостный, совсем как его героиня, которая придумывала изощренные способы убить человека, но при этом, если верить изложенным здесь событиям, очень любила жизнь и сумела получить от нее много чего хорошего. Отличный повод быстро и с удовольствием познакомиться с биографией настоящей королевы. Королевы детектива. Книга также знакомит нас со своими авторами, содержит хронологические списки всех произведений Агаты Кристи, а досконально отслеживает события жизни писательницы год за годом.

www.mann-ivanov-farber.ru

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s