Мнение: Чёрная наука. Книга вторая: Добро пожаловать в никуда

bs1

Перед тем, как взять в руки вторую книгу «Чёрной науки» Рика Ремендера и Маттео Скалеры я настоятельно рекомендую подойти к книжной полке, взять в руки предыдущий том и освежить в памяти сюжет и события первых шести выпусков этого комикса, потому что авторы, с первых же страниц берущие резвый старт, как-то не планируют поджидать вас словно туристов, отбившихся от группы – ведь, если в нашей реальности в этом случае вам грозит лишь выговор от экскурсовода, то во множестве миров, образующих слои Вселенской Луковицы, за подобную нерасторопность наказанием вполне может быть смерть. И Рик с Маттео не планируют пересказывать правила этой Вселенной или напоминать, что же случилось в их истории раньше, они просто вновь бросают читателя в извилистый поток несколько безумного повествования, в котором классика НФ и остросюжетной беллетристики сталкивается лоб в лоб с психоанализом и попытками разобраться в мыслях действующих лиц и их поступках.

bs2

Странно, но среди авторов комиксов принято выдвигать постулаты о вреде науки: один вон заявляет, что «Наука — зло» и выставляет великих учёных шизоидами и маньяками, Ремендер же прямо вступает в перепалку с самим Карлом Саганом, показывая научный прогресс с негативной стороны, как оружие, с помощью которого легко можно обрушить мироздание – но при этом он не забывает показать, что основное зло исходит от людей, взявших эту науку на вооружение. Или от разумных рептилий. Или обладающих сознанием и построивших свою цивилизацию насекомых. В реальностях Луковицы увидишь и не такое: здесь миры, где сказки стали былью, соседствуют с фэнтезийным феодализмом, с обществом, живущем по слову шаманов, с первобытно-общинным строем, с альтернативными версиями привычных миров и временных промежутков. Но в каждом из «слоев» ведется борьба за обладание Столпом, устройством для перемещения по этой парадоксальной Вселенной. Столп изобрел Грант Маккей и тут же отправился в путь по неизведанным реальностям со своей командой, собранной без особых правил психологической совместимости: достаточно сказать, что здесь есть его любовница, предатель, который вдруг оказывается совсем не таким уж плохим, и двое детей Гранта, следя за признаниями и рассуждениями которых, вынесенных, как и ментальные реплики других персонажей, в отдельные «пузыри», можно писать диссертации на темы «Эдипов комплекс» и «комплекс Электры».

Непростые отношения (как и принято, проявленные через призму драматичных флэшбеков) внутри группы альтранавтов обостряются ещё больше, когда с Грантом случается одна неприятность (уже дошли до книжной полки?) – и вот уже остатки команды скачут по мирам, теряют и находят друг друга, но отчаянно не могут найти самих себя, попадая в феерические передряги, на события которых по-прежнему сильно влияют классические произведения sci-fi и массовой культуры: если хотите, «Чёрная наука» — это результат сборки цветастого паззла, когда после феерического дебоша в магазине в одной коробке оказались перемешанными кусочки из наборов «Каирские приключения Индианы Джонса», «Романы Жюля Верна про потерявшихся в джунглях детей» и «Барсумский цикл», а фрагменты картин «История американских индейцев», «Собери своего рыцаря» и «Чудовища морских глубин» просто идеально комбинируются друг с другом. На фоне этого иногда кажется, что у Скалеры случился передоз галлюциногенов и «ускорителей», но скоро становится ясно: его главный «наркотик» — это взрывающая мозг история, придуманная Ремендером. Признаться, иногда созданный этой парочкой комикс меня «обгонял», я не совсем понимал, что происходит, не всегда с первого раза «въезжал» в заключенные в прямоугольники фразы из непонятных, «иномирных» слов, и смог нагнать полет авторской фантазии только ближе к концу тома – но этот доводящий до нервной дрожи экспириенс того однозначно стоил.

bs3

Яркий, стильный (манера Маттео очень напоминает рисунок Шона Мёрфи, поющего «Чёрной науке» дифирамбы на задней странице обложки наравне с другими топовыми лицами индустрии), провокационный, нашпигованный ностальгическими отсылками комикс, каждый кадр которого ложится бальзамом на душу уставших от супергероики читателей, чья душа вожделеет чего-то крышесносящего и нестандартного. Хотя формула «учёные спасают/уничтожают мир» как раз очень стандартна и затаскана, здесь на неё авторы смотрят свежим взглядом и сами выдают себе карт-бланш вытворять любое безумство, прекрасно обусловленное бесконечным множеством миров и происходящих в них событий. Круто, но порой сложно.

Изданный «Книжным Клубом «Фантастика»» том «Добро пожаловать в никуда» включает в себя выпуски с 7-го по 11-й, примечания (целых два), наброски художника и цифровые пробы колориста Дина Уайта, вносящего свою посильную лепту в создание этого пиршества для глаз. Твёрдый переплёт, глянцевая бумага, качественная полиграфия, питерское издательство традиционно на высоте.

www.ffan.ru

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s