Мнение: Шерлок

ш1.jpg

Сэр Конан-Дойль и представить не мог, что литературное бессмертие ему обеспечат не исторические романы, на которые он возлагал столь большие надежды (кто их сейчас помнит?), а рассказы про эксцентричного частного детектива, которые Артур сам называл «легким чтивом». Тем не менее, и сейчас, спустя сто тридцать лет, сложно найти в мировой литературе и массовой культуре персонажа более живучего, более популярного и более востребованного, чем Шерлок Холмс. Про него пишут книги, снимают взрывающие сознание и превращающие героев Конан-Дойля в поп-иконы сериалы и, конечно же, рисуют комиксы. В России почти одновременно вышло две серии про Шерлока – первая из них представляла собой официальную мангу по мотивам и её создатели отхватили себе право придать своим персонажам сходство с сами знаете кем, вторая представляет собой корейскую манхву от художницы Квон Кёджон, представляющей свое особое видение популярных героев. Об этой серии и поговорим.

ш3

Может быть то, что рисовала два этих томика женщина, повлияло на выбранную тематику приключений Шерлока и доктора Ватсона. Так или иначе, но оба обитателя Бейкер-стрит с головой погрузились в свадебный переполох, ведь события манхвы переходят в дни, когда Ватсон решился связать себя узами брака, что провоцирует по ходу действия долгие, наполненные меланхолией и чисто английским сплином неспешные беседы у камина на тему того, «как нам было хорошо вместе» и «я не могу оставить Шерлока одного». Много мыслей вертится вокруг комнаты Ватсона, ставшей символом нерушимых отношений героев. Достойный пример мужской дружбы, за кулисами которой зубоскалы могут разглядеть тень чего-то более серьезного (есть сцена в конце первого тома, где Шерлок кладет голову на колени Джона и это выглядит…ну, с намёком, в общем, это выглядит). Впрочем, сдержанность – это основа джентельменского воспитания, и господа детективы ни за какие рамки не выходят.

Детективные дела, попадающиеся в поле зрения Шерлока и Джона в этот период, тоже завязаны на теме брака. Квон Кёджон берет два классических рассказа Конан-Дойла и встраивает их в свое повествование. Это «Знатный холостяк», в котором обыгрывается популярный сюжет о пропавшей невесте, и «Скандал в Богемии», где Холмсу предстоит знакомство с Ирэн Адлер, также флэшбеками присутствуют события «Этюда в багровых тонах», повествующие о первом знакомстве героев. Обе детективных истории подробно и аккуратно перенесены на бумагу и верно следуют оригиналу, вот только это не те истории, которые могут в полной мере раскрыть таланты главного героя как частного детектива. В «холостяке» всё понятно с самого начала, а развитие «скандала» обрывается во втором томе на самом интересном месте. Да и по ходу действия продемонстрировать дедукцию у Шерлока получается не очень: только в одной сцене он раскрывается как мастер аналитического мышления, приоткрывая секреты своего метода, в остальных случаях автор просто отделывается общими фразами «я всё уже понял» и «как вы это узнали?», причем в последнем случае ответом будет молчание, догадайтесь сами.

ш2

Видно, что Кёджон – не мастер детектива, зато создается полное впечатление, что она искренний фанат рассказов Конан-Дойла и проделала большую работу, старательно воссоздавая антураж эпохи с её платьями, интерьерами, архитектурой и доставившими ей столь морального ущерба колесами карет. Об этом можно прочесть в авторском послесловии (тоже представленном в виде комикса), где художница расписывается в любви к персонажам и смело повествует о трудностях, с которыми ей пришлось столкнуться. А трудностей вагон, это вам скажет любой шерлоковед: сам сэр Артур не очень внимательно относился к приключениям Холмса и Ватсона, путался в датах, подробностях и даже именах главных героев (Джон несколько раз без объяснения причин становился Джеймсом). Интересующимся этими «косяками» классика я рекомендую книгу Дэна Симмонса «Пятое сердце», где на первых же страницах от факта реального существования легендарного сыщика не оставляет камня на камне…сам легендарный сыщик, испытывающий мощный экзистенциальный кризис.

ш4

Но вернемся к манхве. Как я уже сказал, Квон старательно подошла к деталям, и это заметно по рисунку. Что касается персонажей, то кореянка использовала популярный типаж викторианской эпохи – холеричный, выраженный в худобе и сдержанности во всем, особенно в мимике и движениях. Мужчины здесь – красавцы с вытянутыми лицами и тонкими губами, с большими глазами, под которыми залегли болезненные морщины. Ещё бы добавить теней, и Шерлок превратился бы в аристократичную версию капитана Леви из «Атаки на титанов». Подобная внешность присуща всем героях манхвы, мужчинам и женщинам (которые, к тому же, все сплошь белокуры), и это создает проблемы – порой действующих лиц сложно различить. Герои второго плана лишены индивидуальности, тот же инспектор Лестрейд выглядит ка клон Ватсона, усы которого, хоть как-то работавшие на быстрое опознание персонажа, были по ходу действия подвергнуты варварскому удалению. Как по мне, так это минус.

Помня о том, как легко Шерлок способен вписаться в современные реалии, оставаясь всеобщим любимцем, кореянка в первом томе позволяет себе постмодернистские шуточки: то Холмс сравнивает способности Джона с поисковой системой Google, то герои крушат четвёртую стену, обсуждая движения статистов на окружающих их кадрах. Во втором томе подобных экспериментов нет и торжествует классическая сдержанность первоисточника. От которого сюда не попала изысканная сложность логических построений и рассуждений, а вот атмосфера его передана довольно точно. Автор постаралась увидеть и передать «своего» Шерлока, избегая соблазна использовать узнаваемые кинообразы, и это ей удалось. Нужно помнить о том, что второй том обрывается внезапно и в примечаниях Квон упоминает о работе над следующим томом, однако на сайте российского издательства указано, что серия окончена книгой под номером «два», так что с продолжением всё не совсем понятно, особенно если учесть, что манхва выходила ещё в 2011 году. Издание на русском обернуто в цветную суперобложку, также в книгах вы найдете несколько глянцевых страниц с цветными рисунками.

www.comics-factory.ru

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s