Мнение: Дядюшка Скрудж. Всего лишь бедный старичок

ск1.jpg

В первом томе «утиных» комиксов «Дядя Скрудж и Дональд Дак. Сын Солнца» имя Карла Баркса упоминалось едва ли не чаще, чем имя Дона Росы, непосредственного автора тех историй. И этому есть простое объяснение: именно Баркс считается создателем классических комиксов про говорящих и таких похожих на людей уток, именно его признанные классикой работы, создаваемые им в середине прошлого века, вдохновляли Росу и других последователей. И если в силу культурных различий и прочих причин в нашей стране имя этого художника не очень известно любителям нарисованных историй, то пришло время это упущение срочно исправлять, и делать это нужно с помощью книги «Дядюшка Скрудж», выпущенной издательством «АСТ» в серии «комиксы Disney». В этом сборнике представлены первые «большие» истории про даксбургского скупердяя, самого богатого селезня в мире (свое состояние он меряет акрами, а для описания точной суммы его состояния приходится придумывать заоблачные цифры вроде «центрифугиллиона»), переживающего раз за разом опасные приключения вместе со своим племянником Дональдом и троицей Юных Сурков, Вилли, Билли и Дилли.

ск2

Деньги – смысл всей жизни Скруджа Макдака, и вокруг них построены сюжеты как достаточно больших по объему историй, так и множества одностраничных стрипов. Зачин большинства историй прост: богач хочет уберечь свои сбережения от коварных преступников вроде братьев Гавс. Как это сделать, если действие происходит в эпоху, когда банковских карт, легко умещающих в карман целое состояние, ещё не было (да и не стал бы Макдак, большой любитель купаться в море монеток и купюр, связываться с этим куском пластика), а хранилище кажется таким ненадежным? Скрудж все время придумывает способы, как обезопасить деньги от грабежа, из-за чего регулярно становится «всего лишь бедным старичком», и для того, чтобы исправить эту ситуацию, ему приходится прикладывать множество усилий, хитрить, обманывать и прибегать к своему богатому опыту, оказываясь на краю гибели на земле, в воздухе и даже под водой. Об этом рассказывают такие истории, как «Всего лишь бедный старичок» и «Загадка менехунов». Попытки разбогатеть ещё больше, впрочем, тоже спокойствия дядюшке не приносят: только начнешь гоняться за редкой монеткой, как окажешься в плену у самых настоящих атлантов.

ск3

Эти наивные, но захватывающие приключения словно отражают моду на pulp fiction, комиксы Золотого века и романы таких классиков, ка Жюль Верн и Эдгар Берроуз. Визиты старых кредиторов тоже обеспечивают вал проблем и заставляют прочесывать морское дно в поисках груза вековой давности («Драгоценный хрен», здесь, кстати, появляется колоритный «плохиш» Хапуга Максуд, который, увы, в пантеон постоянных антагонистов серии так и не попал). А попытка взыскать по старым долгам заставит селезня вспомнить о днях своей молодости, проведенной на Клондайке (Дон Роса, как мы помним, позже тоже обращался к этой теме и слегка переработал её, сохранив, впрочем, дух Золотой Лихорадки), и о том что или кого он там оставил.

ск4

Именно «Возвращение в Клондайк» показывает читателям Скруджа с необычной стороны, и финал этой истории позволяет увидеть в нем не только заносчивого скупердяя, готового ставить свою жизнь на кон, лишь бы не заплатить лишний цент, а вполне положительного героя, коим он и остается, несмотря на все свои причуды, и по сей день, олицетворяя собой победу «Великой Американской Мечты», призрак которой иронично подмигивает нам в истории «Ловись рыбка большая», повествующей о том, что заработать можно на чем угодно, было бы желание . Иногда, однако, его заносит и он начинает рыть яму даже своим близким людям…в смысле, уткам (рассказ «Копать не перекопать»), забывая про то, что в яме легко оказаться самому, если забить на мораль. Так что комиксы про богачей могут быть весьма поучительными. И весьма остроумными: собственно, все короткие истории рассказывают о том, как главный герой стремится сэкономить на всём, на чем только можно, и ему приходится повертеться волчком (выучив пару балетных па), выискивая скидки, акции, возможности не платить по счетам, в общем, всячески крутиться, занимаясь тем, что сейчас называют «лайфхаком».

ск5

Как и «Сын Солнца», данный сборник издан превосходно: увеличенный формат, твёрдый переплет, галерея оригинальных обложек, а самое главное, обширные и очень интересные комментарии от специалистов по истории комиксов,  черно-белые зарисовки страниц плюс подробная биография Баркса. А также примерная библиография с указанием того, где, когда и под каким названием (многие названия до наших дней не дошли) печаталась тот или иной рассказ – нестареющий, как и его персонажи, весёлый и поучительный. Великолепное издание, которое должно быть у каждого любителя комиксов независимо от возраста.

www.ast.ru

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s