Рецензии: Защитники. Книга первая

з1.jpg

После той стрёмной брошюрки, которую раздавали «за просто так» на КомикКоне, после поливаний грязью различными блоггерами (ничем не отличающихся, по сути, от Великого и Ужасного Сарика, решивших попаразитировать и понабирать лайков на его «блокбастере» точно также, как этот режиссер решил попаразитировать на супергеройской тематике) фильма «Защитники» сложилось стойкое впечатление, что и чтение комиксов, созданных в рамках этой «советской супергероики» – уже подвиг. Но, как писали в передовицах советских газет, «он не мог поступить иначе». Изданный «Эксмо» комикс «Защитники» попал мне в руки и был прочитан. Что же это такое?

%d0%b74

А это попытка не просто пересказать сюжет фильма в виде модных «нарисованных картинок», это стремление создать новую комикс-Вселенную, «не имеющую аналогов, наполненную экшеном, драматизмом, уникальным историческим контекстом» и так далее. Поэтому под обложкой нас ждут два приключения титульных персонажей, случившиеся с ними ещё в эпоху Хрущева, на заре программы «Патриот». В первой истории Хан (Человек-ветер), Арсус (Человек-медведь), Лер (Человек-армянин…простите, земля) и Ксения (Человек-вода) отправляются на крайний север, чтобы справиться с супермегащзлодеем по кличке Глетчер. Этот бывший военнопленный немец тоже попал в программу «Патриот», где над ним ставили опыты, но что-то пошло не так, он сбежал, похитил подводную лодку, на которой перевозили опасный вирус, и теперь угрожает всему миру, обзаведясь, к тому же, армией зомби. И вот Защитники, которых забросили на задание на север без шапок и рации (ах, эта умилительная ностальгия по СССР!), должны навалять превосходящим силам противника, обезвредить злодея и вирус, чем они и занимаются всю первую часть книги. Делают они это по стандартной схеме – руконогомахание, использование своих способностей и типовой набор шуточек. Но сценарий данной истории – одно, а вот рисунок – это…это…кхм…это нечто совершенно иное. Иное во всех смыслах, я просто не верю, что в нашей галактике ещё есть уголки, где подобное можно выдать за рисунок и пропихнуть в рекламную компанию многомиллионного фильма. Александр Дальев – запомните имя этого художника, чтобы при его упоминании успеть обвести вокруг себя мелом защитный круг, лечь ногами к эпицентру взрыва и попытаться спасти свои глаза. Во вступительном слове автор сценария «Защитников» Андрей Гаврилов называет своего коллегу «мегаталантливым художником», работы которого выглядит, в лучшем случае, как набор черновых эскизов, худо-бедно покрашенных в режиме «и так сойдёт». Я вижу только одно объяснение этому: сидел Александр, рисовал в блокнотике зарисовки, раскадровки, эскизы, как вдруг вбежал издатель с криками «Где комикс? У нас сегодня вёрстка!», схватил бумажки и отдал их верстальщику. Пропорции тела? Композиция? Нет, не слушали. Да и вообще, это же комикс, там вполне хватит «палка, палка, огуречик, получился человечек»! Короче, я очень хочу это развидеть, вызовите людей в чёрном с их палкой-память стиралкой.

%d0%b73

Вторая история называется «Новая Земля» и посвящена она теме последствий испытания ядерного оружия. На архипелаге Северный военные рванули Царь-Пушку (им не говорили, видимо, что слово «Царь» в названии чего-либо в нашей стране исторически является символом понтов и неэффективности?), но что-то традиционно пошло не так. С поселком, расположенном недалеко от эпицентра, пропала связь, при этом руководство точно знает, что собаки вокруг него превратились в агрессивных монстров в следствии волны «экстрамутации». А вот с людьми всё не так ясно. Поэтому Защитники, побрюзжав про море, снова летят на север, где в неприглядных условиях испытательного полигона и общего запустения их ждут смертельно опасные звери, новые знакомства и откровения про ядерные взрывы и их последствия. Рисунок Рафаэля Тер-Степанова однозначно лучше работы предшественника (просто потому, что хуже быть не могло), но это всё ещё любительский уровень на уровне девяностых. Оттуда же, из эпохи «а что такое леттеринг???» и странноватый шрифт, у которого есть один ощутимый плюс: он подходит людям с плохим зрением.

%d0%b72

Но вернемся к пафосному предисловию и поставленным перед создателями комикса задачам: создать не имеющую аналогов Вселенную. Удалось? НИ РАЗУ. Кого-то ещё можно удивить отрядом супергероев, мотающихся по горячим точкам планеты? При том, что Marvel уже создавали одну команду Защитников? Хотя сами персонажи напоминают больше Фантастическую четверку – есть невидимая баба, остряк, здоровяк, вот только с умником проблемы. Этих героев курирует правительство – тоже не новая тема. На Новой земле в следствии мутации появляются люди к экстраспособностями – ок, мы в курсе, кто такие Люди Икс. Да, и у них тоже давно уже есть симпатичный мужик с крыльями. Пропеллер бы хоть ему придумали, всё как-то оригинальнее было бы. На обложке мы видим…Тони Старка с его реактором на груди? А уж клич «Защитники, вперед!» я вообще оставлю без комментариев, он многое добавляет в копилку «оригинальности». Но стоит сказать и пару хороших слов — создатели явно учли «косяки» той самой анонимной брошюрки с КомикКона и попытались не наступать на грабли. Перечитали они и пару-тройку комиксов от «старших товарищей» (чтобы иметь представление о том, что это вообще такое), учли, что в фильме Сарика вообще нет юмора и постарались закинуть его в свою историю. Так что я прошу прощения, если кого-то обидела приведенная выше шутка про «человека-армянина» — просто Андрей Гаврилов искренне считает, что советские супергерои должны угарать именно над армянским акцентом своего товарища, это же оборжаться как остроумно. Есть шутки «попроще», вроде «Как тебя жена терпит?» и прочих.

Допами в книге идут зарисовки и эскизы (многие из них выглядят лучше финальных страниц), история программы организации «Патриот» плюс обширные биографии главных героев. Вот тут авторы реально постарались. Видно, что у них в головах уже успела сложиться эпическая картинка с кучей персонажей (пару из них упоминают в тексте) и событий, вот только перенести эту картинку на бумагу пока удается с трудом. Чего-то не хватает. Опыта? Воображения? Средств, чтобы позвать на помощь действительно умеющих рисовать художников ? Или это изначально чисто коммерческий проект, криво прилепленный к паровозу под названием «первый российский супергеройский блокбастер»? Впечатления «Защитники» оставляют крайне неоднозначное: в форме бесплатно раздаваемых промо-синглов комикс выглядел бы приемлимо, для харда и истории слабоваты и банальны, и их реализация не дотягивает до того уровня, к которому мы успели привыкнуть. Нужно что-то менять, развивать, искать, придумывать, подключать опытных людей (выгонять из проекта Александра Дальева), иначе «Защитники» так и останутся на уровне фанфика, нарисованного от скуки школьником на последней странице тетрадки.

Оставьте комментарий