Рецензии: Капитан Америка. Зимний Солдат

%d0%b7%d0%b8%d0%bc%d0%bd%d0%b8%d0%b8%cc%860

С «Зимним Солдатом» Эда Брубейкера сложилась та же ситуация, что и с «Гражданской войной» Миллара: в России комикс издавали несколько раз (под разными, правда, названиями), один тираж был также приурочен к выходу голливудской экранизации, но, по единогласному мнению читателей и критиков, это того стоило. Как стоит постоянно держать в поле зрения и на полках книжных магазинов настоящую классику, к которой рано или поздно будет обращаться каждое следующее поколение в попытках открыть для себя лучшие образцы. Правда, издательство «Книжный Клуб Фантастика» всё таки решило подстраховаться и выпустило этот первый том серии…вторым, уступив место «Красной угрозе», являющейся продолжением данного сюжета. Однако, на синих корешках книг нет нумерации и вы легко восстановите правильную очередность, расставив тома в нужном порядке.

%d0%b7%d0%b8%d0%bc%d0%bd%d0%b8%d0%b8%cc%861

В чем же секрет «Зимнего Солдата»? В том, что главному герою, Капитану Америка, давно нужно было измениться. Менялись политические реалии, рушились империи, ускорялся ритм жизни, а вещи и устои, казавшиеся до этого вечными и непоколебимыми, вдруг приобретали ой как неоднозначный окрас. На этом фоне Стив Роджерс начинал выглядеть скучным звездно-полосатым анахронизмом, на котором компания «Marvel», начавшая завоевывать кинопространство, вряд ли бы смогла нормально заработать. Нужно было менять и адаптировать, делать персонажа более сложным, углублять сюжет, закручивать интригу, создавая картину неустойчивого, находящегося в постоянной опасности мира, спасти который, как и полвека назад, должен Кэп. Но фишка «Зимнего Солдата» в том, что сам Кэп в начале истории как раз и выглядит подлинным анахронизмом. Не способный до конца смириться с окружающей реальностью внезапно наступившего будущего, Стив – это человек, у которого всё осталось в прошлом: война, когда-то ставшая целью его жизни, окончена, Баки мёртв, Мстители распущены, Шерон Картер, агент 13, и та перешла в категорию бывших девушек. Да что там, даже Красный Череп – и тот найден мёртвым. Ну вот ради чего теперь существовать символу Америки? Даже квартира Роджерса, скрытая за голографической завесой, намекает, что он живет в иллюзии, подпитываясь только от своих воспоминаний. Но неожиданно оказывается, что в его памяти возникают фантомы событий, которых (вероятно) никогда не случалось с ним в реальности, а гибель главного врага ещё не означает того, что можно расслабиться и уйти на покой – в век всеобщих коммуникаций террористические ячейки могут исправно работать и без прямого управления, неся угрозу миру наравне с продажными политиками, военными и мегакорпорациями, готовыми на всё ради защиты своих интересов. В этом мире уже не помахаешь просто так щитом и кулаками, объясняя это тем, что «они хотели взорвать ядерную бомбу!», но именно это в итоге придется сделать неоднократно Капитану, чтобы разобраться в происходящих событиях, истоки которых огорожены от него папочками с грифом «Совершенно секретно».

%d0%b7%d0%b8%d0%bc%d0%bd%d0%b8%d0%b8%cc%862

И вот всё это Эд Брубейкер соединяет в наряженный, крепко сбитый триллер, беря за основу не классические комиксы, а стилистику «политических детективов» и «шпионских боевиков», рассчитанных на более взрослого и массового читателя. В традициях этого чтива Эд запутывает несколько временных и сюжетных пластов: пока в нашем времени Роджерс мечется по Америке и Европе, идя по кровавому следу (и натыкаясь на Кроссбоунса, играющего важнейшую роль в дальнейшем, о чем  можно прочитать в «Красной угрозе»), нам показывают, как обстояли дела на фронтах Второй Мировой, как создавалось и рушилось вокруг Кэпа боевое братство, как супергерои помогали победить фашизм. Брубейкер устами титульного персонажа делает достаточно неожиданные признания: учитывая извечную нелюбовь американцев к французам, реплики про героев Сопротивления выглядят настоящим откровением. «К счастью», в отношении к русским Эд отличается пресловутой стабильностью: нисколько не преуменьшая заслуги советской армии в победе (репликой про Сталинград отдавая дань уважения), он, тем не менее, не забывает показать наших генералов склонными к пыткам садистами, да и обилие «коллаборационистов» делает «советский фронт более мерзким местом, чем мы привыкли». В наши дни русские тоже не сильно изменились. Главный злодей – генерал Лукин, как и положено, тесно «сросшийся» с бизнесом. Зимний солдат – продукт советской «оборонки», предназначенный для выполнения особых заданий. Но выдвижение «русских» в роли злодеев, в принципе, понятно. К тому же, в этих персонажах осталось мало традиционной карикатурности и «клюквы»: это не мужики в ушанках, у которых в одной руке водка, а в другой АК-47, это русские «новой формации», надежно вписанные в условия современного мирового порядка, и их уже стоит бояться, но никак не высмеивать. Достаточно почитать любой современный «шпионский роман», чтобы понять, насколько мы утвердились в массовом сознании западного обывателя в данном образе. Ладно, переживём и пойдем дальше.

%d0%b7%d0%b8%d0%bc%d0%bd%d0%b8%d0%b8%cc%863

Переосмысление Капитана Америка было бы не эффективным без правильного рисунка. Здесь он правильный на сто процентов: Стив Эптинг и Майкл Ларк не жалеют тёмных оттенков и мастерски играют тенями, чтобы подчеркнуть напряжённую, заряженную флюидами недосказанности атмосферу, пульсирующую неясной, идущей из прошлого опасностью. Экшен-сцены (а их здесь под завязку) нарисованы тоже очень классно, они способны опалить жаром взрывов и взбудоражить сконцентрированным в воздухе адреналином во время жесткой рукопашной схватки. Роджерс выглядит гораздо старше своего экранного воплощения в лице Криса Эванса, на страницах комикса это суровый вояка, мир которого, разбитый полувековой спячкой во льдах, никак не придет в равновесие. Да и откуда ему взяться, если старый друг теперь против своей воли работает на противника, а, значит, рано или поздно предстоит сойтись с ним в смертельной схватке лицом к лицу, следуя планам злодея?

%d0%b7%d0%b8%d0%bc%d0%bd%d0%b8%d0%b8%cc%864

Достоинство серии – её реализм, когда даже космический куб и последствия его использования выглядят уместным, но не обязательным фантастическим допущением. Реализм заключается и в том, как меняются главные действующие лица, болезненно переосмысливая свои судьбы и цели. Кэпу это удается, но на трагическом примере Джека Монро, Кочевника, нам показывают, как всё же непросто вписаться со своими суперспособностями в мир обычных людей, где нужно иметь ещё и характер, силу волю и несгибаемые принципы. Конечно же, их главный носитель – Стив Роджерс. Конечно же, мы всегда это знали. Но Эд Брубейкер дал нам возможность увидеть этого героя в новом цвете, без прикрас, идеально вписав его в настоящее время, всё также не прощающее ошибок минувших дней. И сделав его одновременно и сильным, и ранимым, способным на праведный, разрушительный гнев и минутную слабость. И это многого стоит – по сути, это и есть та оживляющая придуманных и нарисованных персонажей алхимия, без которой никакой истории не суждено стать значимой и культовой.

«Очередной» «Зимний солдат» вышел в одном томе, издатели подготовили новый перевод и исправили некоторые недоразумения «Ашетовской коллекции»; в частности, не стали ретушировать свастику. Бонусов, как и в оригинале, не очень много: несколько альтернативных обложек, черновики и эскизы персонажей. Том получился увесистым и солидным…совсем как рассказанная в нём история, достойная того, чтобы занять почетное место на вашей книжной полке.

 

www.ffan.ru

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s