Рецензии: Супермен Action Comics. Книга вторая: Пуленепробиваемый

ac1

Несколько лет назад в Метрополисе появился Супермен – сверхчеловек, всегда готовый прийти на помощь. Он молод, помимо красного плаща и буквы «S» на груди предпочитает носить синие джинсы и поношенные рабочие ботинки, что выдает в нем приученного к тяжелому труду провинциала, который, однако, сумел пробиться в редакцию крупной газеты, обзавестись друзьями, дешёвым жильем и уважением жителей города, которые видят в таинственном незнакомце своего верного защитника. А защищать людей всегда есть от кого и от чего: инопланетные захватчики-коллекционеры, спятившие ученые, андроиды, ожившие кучи металла, монстры и прочие беспокойные существа не дают юному герою ни минуты покоя. Да и сами люди порой совершают такие поступки, что срывается даже высшее существо с непробиваемыми моральными устоями. И, кажется, это происходит не только в нашем мире: создатели «Супермен: Action Comics» раскрывают перед читателями причудливый и многослойный цветок реальностей, в каждой из которой есть свой супергерой.

ac2

Можно искренне любить Гранта Моррисона и также неистово его ненавидеть, но нельзя отрицать того, что в его мозгу, хранящем, кажется, всё многочисленные «биографии» главного защитника Земли с момента его появления на страницах комиксов, всё время происходит какое-то сложное алхимическое действие, в результате которого привычные персонажи и повороты истории трансформируются, проникают друг в друга, избавляются от наивности прошлых лет, когда истории про Супермена были «чтивом для подростков», и заряжаются реалиями настоящего времени, соединяя извечные религиозные мотивы с духом истинной науки и порождённой ею научной фантастикой. Моррисон не просто пересказывает историю – он ещё и манипулирует реакцией читателей, следит за ними где-то между очерченными границами кадров и с хитрым прищуром играет с прежде нерушимыми канонами, на которых эти истории всегда строились. Кларк Кент – извечное альтер-эго Супермена, без которого биографию героя невозможно уже себе представить? А давайте-ка убьем его в следующей главе и объявим траур, вот народ-то всколыхнется! И это, надо заметить, работает, невероятно освежая сюжет. Еще Грант не стесняется демонстрировать свои политические убеждения – чего стоит чернокожий Супермен из одного из слоев метавселенной. Да ещё и президент США, решающий проблемы с «диктаторскими режимами» на раз-два, как того хотелось бы простым американцам, совершенно не прислушиваясь к советам своей администрации. Мастерство подхалимажа или искренняя вера в перемены в обществе (интересно, как она трансформировалась с годами, прошедшими под тенью невыполненных обещаний и разрушенных надежд)? И да, если на обложке есть слово «Action», то для Гранта оно звучит как императив, заставляя его заполнять почти каждую страницу ураганным действием. На этом фоне немного жаль, что «основной сюжет» за авторством Моррисона занимает примерно половину второго тома. Здесь «чёрный Супермен» вынужден объединить силы со своим извечным противником, «наш» Супермен становится объектом пристального внимания со стороны именитого охотника, у которого дома над камином как раз не хватает головы пришельца с другой планеты. Затем обиженный на репортеров «террорист» вносит коррективы в биографию Кларка Кента, а по Земле странствует еще один пришелец из далекого космоса, Адам, собирающий редкие экземпляры «новых людей» (и подчиняющий себе «людей старых») и обещающий скорейшее уничтожение Земли, с чем Супермен категорически не согласен. Собственно, из этих катастрофических обещаний, подкрепленных эпическими противостояниями, которые не грех и обсудить на особом совещании «Лиги Справедливости» (шутки над Бэтменом – вечны, во всех мирах всех вселенных) этот том «Action Comics» и состоит. Вторая часть книги – это зарисовки из мира Супермена, написанные, по большей части, Шолли Фиш и нарисованные разными художниками. Зарисовки, показывающие главного героя как некий символ, идею, оказывающую огромное влияние на жизнь простых землян. Синие футболки с буквой «S» становятся важным элементом маркетинга и завлекают в сувенирные лавки прохожих, готовых послушать увлекательную байку о невероятном спасении. Оброненный красный пращ (сюжет «Мальчик, который украл плащ Супермена» самого Моррисона с шикарным рисунком Бена Оливера можно по праву назвать жемчужиной сборника) становится защитой и, одновременно, главным стимулом в руках ребенка, страдающего от нападок злобного отчима. Затем Супермен, сталкиваясь с накачанным криптонием гостем из прошлого, вдохновляет на бой ещё одного своего друга по прозвищу Сталь. Кстати, в «Уязвимом» Фиш поднимает важнейший вопрос за всю историю героя – почему он до этого не догадался одеть защитный костюм, сталкиваясь с криптонием, это же так логично! А где-то на необитаемом острове, в плену трагических воспоминаний, в экспериментальном пространстве без слов незнакомец превращается в монстра…наверное, тоже «по вине» Супермена, как же иначе? Эти короткие рассказы демонстрируют, насколько важен титульный персонаж в жизни окружающих его людей, куда их может завести дружба с ним или вражда. Так ли важен на этом фоне скромный Кларк Кент и нужно ли сохранять этот образ? Супермену предстоит узнать об этом, послушав, что говорят о нём его коллеги на поминальной встрече.

ac3

Супермен спасает людей из огня, побеждает металлических монстров, проводит время в своем космическом прибежище, за пару минут проходит ускоренный курс хирургии, но всё равно, остается обычным пареньком из провинции, ищущим свое место в жизни и размышляющим о пользе, которую он может приносить обществу. При этом часто он появляется в привычном синем костюме, который тут же сменяется на футболку и джинсы. Может быть, это разные герои? Далеко не всё понятно в этом комиксе с первого взгляда. Выстраивая законы Мультивселенной, Грант не спешит всё объяснять здесь и сейчас, оставляя подсказки и отсылки, ответы на которые можно найти в старых, классических комиксах, где еще вполне естественными были персонажи с именами вроде Никслигсптлнц, явившиеся из математического измерения. Ясно только, что дальше всё будет ещё круче и зрелищнее, и этого достаточно, чтобы проглотить залпом эту книгу и тут же пробежаться по её страницам ещё раз, не желая расставаться с парнем из Стали, который и в новом веке оказался персонажем не только живучим, но и просто живым, интересным в своем старомодном благородстве, которого многим его современникам так не хватает. 224 страницы, твёрдый переплет, эскизы обложек и страниц, галерея, зарисовки, раскадровки и комментарии для российских читателей прилагаются.

 

www.azbooka.ru

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s