Популярный писатель вместе с семьей бросает мегаполис и уезжает жить в маленький городишко где-то на отшибе цивилизации, формально для того, чтобы продолжать творить в тишине и спокойствии, но на самом деле в попытке сбежать от накопившихся проблем…сейчас уже сложно подсчитать, сколько раз этот сюжетный зачин возникал во всевозможных триллерах и хоррорах, хороших и разных. Тем не менее, «Ведьмы» (интересно то, что на протяжении всей книги это слово пишется через «ять», что как бы намекает на старославянские корни происходящих событий), комикс Скотта Снайдера и Джока, начинается именно так: автор детских бестселлеров Чарльз Рукс вместе с женой Люси и дочерью Сэйлор перебираются в город Личфорд (где-то в штате Нью-Гемпшир). На вид эта троица – среднестатистическая, в меру счастливая семья, но, стоит копнуть глубже, и наружу полезет множество проблем. Люси прикована к инвалидной коляске после аварии, Чарльз, ну, скажем так, не всегда был идеальным отцом, а Сэйлор попала недавно в очень неприятную историю, после которой мрачные слухи о её причастности к исчезновению полоумной и опасной для окружающих гопницы несутся впереди неё. Дальше начинается форменный ужас: мёртвые олени в гостиной, жуткие ночные тени, странные слухи про ведьм и откуп, визиты, оставляющие больше вопросов, чем ответов, и тайна, объединяющая несколько поколений местных жителей.
Вроде как имя Стивена Кинга на обложке, раздающего хвалебные характеристики очередному шедевру, давно уже стало чуть ли не моветоном (мастер ужаса, по ходу дела, эти отзывы поставил на конвейер и раздает их направо и налево), но в случае «Ведьм» упоминание классика леденящей кровь литературы как нельзя кстати. Дело в том, что Снайдер, как и его именитый коллега, делает акцент на темноте – но не на той банально-потусторонней темноте, задача которой – просто пощекотать нервы, а на темноте внутри человеческой души, в той или иной степени присутствующей в каждом из нас. Отсюда и запредельная жуть, ожидающая вас на страницах этой графической истории – всегда ведь неуютно заглядывать внутрь себя и бередить спящую совесть неприятными вопросами, вроде «на что я готов ради своих близких?», «хороший ли я родитель?», «смогу ли предать тех, кого люблю, если возникнет такая ситуация?» (да, эту «ведьмину страшилку» хорошо поймут более взрослые читатели, в школьниках я не уверен). В конце концов, ведьмы, живущие под землей и злобно шипящие с веток деревьев – это «всего лишь» монстры, атавизм, тупик эволюции, хотя версия их происхождения, безусловно, выглядит очень оригинально. А настоящие чудовища, конечно же, как всегда, люди.
Помятуя об этом, Снайдер создает болезненную и честную историю – конечно, в формате комикса, но, скажем так, такого комикса, который мало вяжется с привычной супергероикой «Большой двойки». Поэтому Скотт переметнулся под крыло более открытых к экспериментам «Image», в запасниках у которых есть такие хиты про людей и монстров, как «Ходячие мертвецы». Зато именитый автор «Бэтмена» и «Американского вампира» предельно откровенен с «не массовым» читателем, обнажая перед ним разные подробности своего детства и более поздних лет в обширных комментариях к каждой главе «Ведьм», в чем-то признаваясь, в чём-то каясь и на страницах самой истории, явно делясь своими «тараканами» с Чарльзом Руксом. Отсюда – очень эмоциональный (хоть и предельно жестокий) финал первого тома, с полагающимся надрывом и катарсисом, выглядящим (особенно для комикса) предельно натурально, под стать лучшим образцам сочинений мистера Кинга и его коллег. Сыграло ли это на пользу коммерческой популярности «Ведьм»? Хочется сказать, увы. По-крайней мере, об этом говорит затянувшаяся пауза в выходе синглов. Всего свет увидело шесть выпусков (все они попали в данный том) и, как бы Скотт не божился в скором времени сесть за продолжение, никаких новостей про седьмую главу пока нет. Не исключено, однако, что дело в банальной занятости автора, не дающей ему собраться с мыслями и сесть за продолжение. Но и в этом «однотомном» виде история выглядит законченной, в ней есть задел на будущее, но право дело, если даже никакого продолжения не последует, «Ведьмы» не вызовут ощущения бесполезно потраченного времени на очередную дропнутую серию. Слишком много здесь показано и сказано, и раскрыто перед читателем, которого то окунут в липкий потусторонний ужас, то оставят наедине с самим собой, то заставят морщиться от излишней физиологии и грязи. Стоит обратить внимание и на рисунок комикса, он тоже не прост и далек от мейнстима. Джок и специалист по цвету Мэтт Холлингсворт создали весьма психоделическое зрелище – почти каждый кадр вырван из привычной реальности и перенесен на «ту сторону» с помощью брызг акварели и акриловой краски, с помощью эффектов «состаривания» бумаги и прочих приемов, больше характерных для «арт хауса».
«Ведьмы» — качественный ужастик на стыке иррационального и эмоционального, доказывающий, что Снайдер достоин гордо носить звание одного из лучших рассказчиков в индустрии комиксов за последнее время (впрочем, лично для меня это не секрет). Жутковато, динамично, таинственно, и местами очень неожиданно (вероятно, в неподтверждённом будущем серии кое-кто другой примерит роль главного героя), всё что нужно для ценителей жанра сошлось в правильных пропорциях в этом универсальном рецепте создания страшной истории. В русском издании, помимо упомянутых выше комментариев, вы найдете эскизы персонажей и отдельных страниц, вас посвятят в секреты работы над цветом и покажут ещё одну, короткую историю. Мимо «Ведьм», как и героям этой книги, вам теперь точно не пройти.