Рецензии: Параллельные комиксы

par1

«Параллельные комиксы» — своего рода, программная антология московского издательства «Parallel Comics» (до этого успешно «маскировавшегося под мейнстрим» с помощью Marvel), призванная показать альтернативную реальность российских комиксов. Реальность действительно параллельную, где во главу угла ставится поиск новых выразительных форм и почти что кощунственное разрушение форм старых, а присутствующий порой недостаток средств самовыражения с лихвою компенсируется одним простым и назойливым желанием – рисовать. Работы антологии можно смело назвать «альтернативой», приписать им модный термин «indie» или придумать что-нибудь ещё, что определит их непохожесть, но вряд ли сможет в полной мере описать их необычное содержание.

par2

Стартует «ПК» с постапокалиптической истории «Ближе» от Ивана Мина и Саши Похвалина. И сразу попадание в десятку: здесь отличный рисунок и вполне подходящая атмосфера для очередной сталкерской вылазки на искалеченную поверхность Земли. Я бы не отказался от «полноформатной» истории из этого придуманного мира. Вита Хан рассказывает о «Двух», точнее, одном персонаже по фамилию Тюльпанов, который является гермафродитом. Как-то так, понять это можно только из обширного авторского комментария, для которого книге понадобился специальный разворот, заполненный, по большей части, потоком сознания. Перед нами черно-белая, с вкраплениями цвета, абсурдная история про персонажей, изъясняющихся в велеречивой манере (даже гопник), а понимание происходящего крайне затруднительно и требует мозгового штурма. Зато визуально комикс производит пусть и несколько пугающее, но впечатление, стиль рисунка постоянно трансформируется, «плывет» на глазах, формируя необычные образы.

par3

«Мразь» Ивана Татаринова – три новеллы о людях, попавших в СИЗО за разные «косяки», к которым относятся и модные у нашей власти проявления Интернет-экстремизма. Сам комикс нарисован в абсолютно «наивной» манере, типично «митьковкий» стиль поддерживает и корявый леттеринг, и желчная несерьёзность истории, позволяющая, однако, сделать вполне определенные и далеко идущие выводы (можно угонять тачки, закидываться «веществами» и  быть крутой преступницей, но заметут тебя за посты в соцсетях). Можно сказать, что «Мразь» — это протестный панк-комикс. «Ogonblick» — дневник Риты Поповой, создавшей вместе с иллюстратором Андреем Смирновым комикс, ценный не тем, что старается передать в себе что-то очень личное, но и тем, что каждая страница, каждый кадр стал полем эксперимента с привычной структурой графических историй. Здесь мы видим живое, постоянно трансформирующееся (вслед за оживающими воспоминаниями и меняющимся настроением автора) пространство, сложный и неустойчивый коллаж из форм, цветов и образов, дополненный играми, шарадами и раскрасками, работающими на эффект вовлечения читателя в происходящее здесь «самокопание». Как по мне, «Ogonblick» — это, скорее, перфоманс, инсталляция, абсолют тех самых «параллельных комиксов», показывающий сразу множество возможных направлений для творцов «нарисованных историй».

par7

В работе Кати Шилоносовой и Жени Горбунова из японского – не только название, но и герои, обладающие сверхсилой и очень похожие на персонажей аниме, волей судьбы занесенных в типичное пространство бандитских сериалов НТВ. А вот рисунок гораздо своеобразней – абсолютно любительский (как говорят, «с последней страницы школьной тетради»), резкий, неуправляемый, с полным пренебрежением раскадровкой и набросанным наспех текстом. Сама история происходит в Питере, и культурной столице наступает здесь кирдык не без стараний полицейского, вора в законе и анимешной сумасбродки. Вслед за гражданином Тюльпановым Дана Мыкулинская знакомит нас с гражданином по имени Жмых в своей еще более странной и неоднозначной работе, где трудно уследить за сюжетом и причинно-следственными связями по причине…их отсутствия? Набор фриков, текст, вынесенный на границы рисунка, Хармсовский абсурд, коллажи черно-белых фотографий и явные пересечения с комиксом «Двое», что как-бы должно замкнуть этот круг символизма-сюрреализма. Получился скорее арт-объект «не для всех». Даниил Хармс, кстати, является автором рассказа, который Максим Чумин и Камилла Мамедова превратили в комикс «Связь». Он действительно о связях, парадоксальных и непредсказуемых, соединяющих разных людей, порой не имеющих ни малейшего понятия о том, что они как-то связаны друг с другом. Получилась философская вещь, каждая страница которой разделена на девять мини-кадров, с вынесенным за их грани текстом. Преобладают здесь розовый, красный и желтые цвета, что делает визуальное воплощение комикса довольно-таки оригинальным и запоминающимся.

par4

Рассказывая «Сказку», Илья Гринберг и Наташа Найденова обходятся почти без слов, вместо этого оставляя читателя наедине с черно-белыми образами людей и огромных котов (последние явно терроризируют первых, требуя свои мышиные отступные), а под конец некто из желтой пуговицы создает настоящее солнце. Больше похоже на сон, чем на сказку. У Геннадия Бородая «Сомнения» гложут двух закадычных друзей, и, учитывая их неожиданно обретенные супергеройские способности, превращают прогулки по лесу в эпическую битву, поданную в ярком психоделическом антураже. Черно-белая «Тайна» Саши Барановской – меланхоличная история о первой любви…или влюблённости…или просто взрослении, когда интерес к необычной девочке, живущей в твоем дворе, начинает превалировать над интересом к играм с друзьями. Или об опасной одержимости? Душевная вещь, в которой, однако, притаились тени некоей тайны, позволяющей приписать эту историю к модному нынче жанру «магического реализма». Завершает «ПК» «Шанс» Лёши Гончарова. Собственно, шанс – это то, что выпадает двум нерадивым секьюрити, у которых только что (конкретнее – в 2031 году) киллер-андроид завалил босса. Рисунок специфический, напоминает что-то из европейских фэнзинов, нарочитая простота кадра неожиданно неплохо обеспечивает короткую историю без начала и конца динамикой.

par5

В современном обществе у слова «параллельный» есть несколько значений. Можно сказать «мне параллельно», обозначив тем самым, что поднятая тема тебя нисколько не интересует. Можно применить это слово, описывая что-то, что не вяжется с привычными представлениями о том или ином событии/явлении/объекте, что-то, для чего нужен свой, непересекающийся с «генеральной линией» путь. «Параллельные комиксы» однозначно не относятся к первому варианту – они, как минимум, интересны. И очень подходят под второй вариант, оставаясь абсолютно непохожими на большинство комиксов, выходящих на бумаге на русском языке. Это смелые, порой эффектные, но иногда и дурашливые, в массе своей неоднозначные и зачастую специфические работы молодых авторов, показывающие комикс как объект современного (анти)искусства с его свободой в вопросах формы и содержания, с его тайным желанием вписаться в мейнстрим и, в тоже время, идти своей, параллельной дорогой, без оглядок на классиков и мнение критиков. Как и всегда, что-то получилось более удачным и запоминающимся, что-то – менее, но можно смело сказать, что антология вышла занятной, яркой и заслуживающей внимания.

 

https://vk.com/parallelcomics

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s