Рецензии: Песочный человек. Книга шестая: Притчи и отражения

san1

Такое фантасмагорическое смещение образов, смыслов, времен и персонажей, как реальных, так и обитающих в мифах и легендах, возможно только в сне – и то при условии, если его изволил посетить Морфей, владыка царства снов, благодаря Нилу Гейману и целой команде художников известный как Песочный человек.  В долгожданном шестом томе культовой серии комиксов «Sandman» собрано девять притч, в которых по воле безграничной фантазии автора причудливо отражаются события истории и те, кто ими руководил, находят свое место боги и странные порождения света и тьмы, поднимаются вечные вопросы морали и этичности власти, а также самые что ни на есть вечные темы любви, выбора, жизни и смерти. Конечно, любители «линейных» сюжетов и долгих повествований могут несколько разочароваться, сказав «это всего лишь короткие рассказы», но не стоит забывать, что именно в «малой форме» Гейман снискал себе славу.

san2

Итак, о чём вы сможете прочитать в «Притчах и отражениях» Песочного человека? Сначала, в коротком рассказе «Страх падения», созданном для одного из презентационных сборников «DC Comics», мы увидим, как Морфей помогает с помощью «сон-терапии» автору и постановщику спектакля обрести уверенность в своих силах и избавиться от глубоко укоренившихся страхов. В притче «Три сентября и январь» Повелитель Снов, вступив в спор с некоторыми членами своей жутковатой семейки (читатели могли познакомиться с ними в книге «Пора туманов») вмешивается в судьбу человека, называвшим себя императором США – и это реальный исторический персонаж, сумасшествие которого Сэндмен парадоксальным образом хочет вылечить с помощью безумия. Яркий пример того, как из реального фрагмента истории можно сделать завораживающую сказку. В месяц «Термидор» женщина с фамилией Константин (предок того самого Константина) погружается в жуткую пучину революционного террора Французской революции, выполняя одно более чем странное поручение Сэндмена, тесно связанное с притчей «Орфей». Отлично передана короткая эпоха хаоса и насилия, показаны те, кто заливал улицы Парижа кровью, омывая ею идеалы революции  — Робеспьер и иже с ним. Вновь превосходное сочетание реальных фактов и выдумки, придающей уже случившимся событиям новый смысл. «Охота» — сказка, которую дед рассказывает своей внучке. Последняя очень хочет смотреть телевизор, но постепенно причудливая вязь образов и событий, где есть место юноше из древнего лесного Народа (дело явно происходит где-то в славянских странах), цыганке с мешком, полным занятных вещей, среди которых затесалась и одна из книг из библиотеки Морфея, ставшая в итоге причиной долгого и судьбоносного торга, летающей в ступе Бабе-яге, любви и неожиданным превращениям. На фоне этого телевизор однозначно отступает на второй план.

san3

А ещё говорят, что один день в году император Август переодевался нищим и шёл на городскую площадь просить милостыню. Почему, что двигало им, что тяготило его и какой выбор перед ним ставила судьба в лице грозного дяди, императора Гая Юлия Цезаря? Эта притча о власти и о том, как насилие может вершить судьбы империй и всего мира. Спойлер – здесь «наконец-то» мелькает «та самая» тема, без которой Гейман, в силу каких-то причин, не может обойтись в своих рассказах хотя бы мельком. Попав в ловушку «Зыбких мест» царства снов, юный Марко Поло встречает там персонажей из будущего, еще не ведая о том пути, который ему суждено пройти, вписав свое имя в историю. В «Орфее» Нил обращается к греческому мифу, вот только главного героя делает сыном Морфея, что автоматически наделяет юношу самыми странными родственниками во Вселенной. Во всем остальном Гейман почти точно следует печальной истории любви, ради которой стоит спуститься в ад, но которая так быстро рушится в смятении человеческих чувств. Сцена с вакханками получилась крайне жестокой, это явный «18+» со сценами расчленёнки и даже каннибализма, но притча всё-таки не об этом, а о более возвышенных переживаниях. В следующей истории семейные посиделки в Замке Снов оживляют библейские апокрифы: Каин и Авель, слуги Сэндмена, по-прежнему выясняют отношения, Ева качает на руках своего очень далекого потомка, заглянувшего на огонек, а смысл притчи витает вокруг идеи о том, что загадки лишь тогда интересны и занимательны, когда их невозможно разгадать, да и не нужно пытаться этого делать, мир прекрасен, когда в нём есть тайны. Финальная история, «Рамадан», закономерно переносит нас на Восток, в пору правления султана Харуна-аль-Рашида. Багдад в ту пору – это город из «Тысячи и одной ночи», обернутый в покрывало из золота и встречающий путников блеском драгоценных камней; город, где собраны невероятные чудеса во всего света. Но что-то гложет душу его правителя и он обращается, конечно же, к Морфею с необычной просьбой. К чему это приводит – наглядно показано на последней странице рассказа, да и, пожалуй, во всех выпусках новостей.

san4

По содержанию, по смыслу, по эмоциях, по рисункам (каждую главу создавали разные художники) все эти притчи очень разные. Объединяет их участие (порой мимолетное) «титульного» персонажа и фантазия Нила Геймана, способного потереть, как старую, закопченную лампу, какую-нибудь известную историю и обнаружить под ней еще один сказочный слой, покрытый тонким ажурным узором метафизики и тенями оживших видений. Конечно, подобные рассказы многое теряют, если не знать их истоков, не изучить контекста, и в этом помогают обширные комментарии, с ними «Притчи и отражения» становятся куда как понятнее и интереснее, раскрываясь как странное и прекрасное произведение сказочной литературы для взрослых. На русском языке шестой том вышел в привычном серийном оформлении, здесь чёрная твердая обложка под кожу с тиснением «серебром», суперобложка, качественная печать, вступительное слово, информация об авторах и девять сюжетов, которые унесут вас из реальности в зыбкий и вечный мир снов.

 

www.azbooka.ru

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s